Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» долго шла к своему читателю. Написана она была в 1972 году, а опубликована лишь в 1984-м. В нашей семье бережно хранится сильно потрепанный экземпляр журнала «Юность», в котором она впервые была напечатана. С тех пор повесть читают и перечитывают, по ней снят замечательный фильм и поставлено множество спектаклей.
Премьера спектакля в Театре Российской Армии, без сомнения, заслуживает подробного рассказа.
И не только потому, что спектакль связан сразу с несколькими юбилейными датами. Выходит он в год 100-летия Бориса Васильева, а 12 ноября 70-летний юбилей отметил Юрий Кара, режиссер одноименного фильма 1987 года, ставшего для многих молодых людей тех лет настоящим открытием совершенно неизвестной для них, страшной и трагической страницы советской истории. Ну и, к тому же, весь следующий год мы будем отмечать 130-летие Сергея Есенина, творчество которого сыграло в сюжете повести немаловажную роль.
Кажется, с юбилеями все. Но в рассказе о спектакле гораздо важнее то, насколько глубоко в нем происходит проникновение в эпоху, насколько точно молодые актеры почувствовали время и характеры своих героев, насколько верно они передали весь трагизм повести. Как-то даже язык не поворачивается назвать их персонажами. В спектакле режиссера Ирины Керученко перед нами на сцене живые люди, молодые, горячие, с присущими молодости максимализмом и романтикой, совершающие и исправляющие ошибки и впервые столкнувшиеся с серьезным и взрослым выбором.
9-«Б» класс существует в спектакле, как единый организм, остро чувствующий, когда с ним говорят с помощью бездушных догм и прописанных кем-то правил, а когда общаются искренне, с индивидуальным подходом и вниманием. Яркий пример первого — учитель литературы Валентина Андроновна (Наталия Курсевич). Прозвище Валендра, кстати, говорит само за себя. Второй подход к воспитанию воплощает новый директор школы (Юрий Сазонов), честный партиец, прошедший гражданскую, понимающий интересы ребят и пришедший в школу с благородной целью — вырастить из них настоящих людей. Конечно же борцов за большевистскую правду, но при этом вовсе не чуждых прекрасному. Отсюда появление в школе большого зеркала и ежедневные общие спевки.
Есть в классе безусловный лидер, есть, влюбленные пары, есть шутники и романтики. Как, собственно, в любом школьном коллективе. Но сложное, противоречивое и суровое время испытывает молодых людей на прочность, заставляя их мгновенно повзрослеть и сделать свой первый нравственный выбор.
Сразу отмечу замечательный кастинг. Каждый молодой актер, раскрывая характер своего героя, проживает полтора часа спектакля его жизнью — жизнью представителя поколения, когда их бабушки и дедушки, возможно, еще не родились. Даже сложно выделить кого-то одного, весь актерский ансамбль великолепен. Вдвойне удивительно, насколько естественно молодые люди проникаются патриотическим настроем начала 40-х, как достоверно маршируют под строевую песню на демонстрации с красными флагами, и как ловко сидит на них одежда того времени.
За прекрасную стилизацию костюма и лаконичную сценографию отдельная благодарность художнику-постановщику Игорю Вахитову. В маленьком, вытянутом в длину зале с дощатым полом и серыми стенами, просто повернув голову, можно переместиться из классной комнаты с рядами простых табуреток, классной доской, портретами вождей и алым транспарантом «Мир отстояли — мир защитим» в квартиру инженера Люберецкого с круглым столом, непременным абажуром, венскими стульями и книжными полками, или в аскетичную комнату Искры и ее матери, где нет ни одной лишней вещи, есть лишь то, что необходимо для работы: письменный стол и «ленинская» зеленая лампа. Все предметы в спектакле, как и его герои, становятся полноценными свидетелями эпохи.
На отрывном календаре 21 сентября 1940 года. Вика Люберецкая (Ксения Франк), красивая, утонченная девочка из семьи видного инженера авиазавода читает запрещенного Есенина на дне рождения одноклассника. С Есенина все начинается, его прощальными строками «До свиданья друг мой, до свиданья» все и заканчивается.
Искра Полякова (Екатерина Шарыкина), безусловный лидер класса, самая принципиальная из всех и свято верящая в идеалы общества, единым строем шагающего по пути к коммунизму, хочет разобраться в сомнениях, которые поселили в ней вроде бы безобидные строки «Шаганэ ты моя, Шаганэ». Она упорно защищает свои принципы в дискуссии с отцом Вики, Леонидом Сергеевичем Люберецким (Алексей Захаров), но уже и сама понимает, что не так однозначен мир, в котором она растет, мир ее жесткой и непримиримой коммисарши-матери, которая не столько женщина, сколько Товарищ Полякова (Анна Киреева). Что мир не делится только на белых и красных, врагов и соратников. Что нельзя, не разобравшись досконально, обвинить кого-либо, нельзя предать дружбу и человека, в которого веришь, даже ради самых высоких идеалов.
Содержание повести Бориса Васильева, думаю, известно всем. Арест Люберецкого и трагическое решение Вики расстаться с жизнью, но не отказаться от отца, становится тем моментом, который сплачивает класс и заставляет даже легкомысленную кокетку Зиночку Коваленко (Екатерина Лютова), классных шутников Пашку Остапчука (Даниил Лугин) и Артема Шефера (Артемий Серегин), ботаника Вовика Храмова (Артем Зеленин), серьезную Лену Бокову (Любовь Баленко), беззаветно влюбленного в Вику Жору Ландыса (Илья Артамонов) и даже Сашку Стамескина (Александр Макаров) сдать первый суровый экзамен на честность и преданность.
Давно я не плакала на спектакле. Но тут, что называется, прорвало. Как я ни старалась, унять подступающие в финале слезы, мне так и не удалось. Особенно, когда собравшись в доме вернувшегося Люберецкого, ребята упоминают, что оградка на могиле Вики синяя, как дом в Сосновке, выкрашенный ее отцом в этот жизнеутверждающий цвет.
Спустя месяц после смерти Вики, они все еще верят, что ошибки можно исправить, хотя иногда цена оказывается слишком высока. Они верят, что с возвращением Люберецкого наступит счастливый и удачный, новый 1941-й год…
Многие из них так и останутся молодыми героями, повзрослев всего на год или два, останутся навечно на той ужасной войне, которая «была завтра», погибнут, твердо усвоив уроки, полученные тогда, в 9-м «Б». Уроки честности, мужества, героизма, абсолютной невозможности предать и абсолютной готовности защитить.
Хочется верить, что эти качества передаются генетически. Что они живут в нас и будут жить в будущих поколениях. Поэтому спектакль «Завтра была война» не только про них, но и про нас.
Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий