77
Ноя. 12.

«Записки сумасшедшего» в Театре Гоголя: к зрителю «с любовью из надцатого мартобря»

77Пока зал постепенно заполняется зрителями, Аксентий Поприщин пялится в монитор, внимательнейшим образом изучая страничку дочери своего директора, прекрасной Софи, в которую давно и безответно влюблен.

Арина Бессергенева, режиссер спектакля «Записки сумасшедшего», премьера которого состоялась 8 ноября, уже во второй раз с помощью Николая Васильевича Гоголя признается в любви к «маленькому человеку». Как в спектакле «Шинель» мы сопереживали трогательному Башмачкину и любовались игрой Марка Вдовина, так в «Записках сумасшедшего» наши сердца завоевал Евгений Пуцыло и его необыкновенный, так талантливо обезумевший и столь же талантливо изображенный им Поприщин. Оба спектакля, кстати, стали результатом лаборатории «Гоголь. 215».

Актерская задача Евгению была поставлена неимоверно сложная: показать зарождающееся в человеке и прогрессирующее безумие, когда обстоятельства, несчастная любовь, разочарование в жизни и осознание собственной ничтожности приводят к развитию мании величия. Неуверенные жесты, движения, мимика, сбивающийся голос, путающиеся и опережающие друг друга мысли и внезапные вспышки галлюциногенной уверенности в себе, полностью меняющие сущность Поприщина, переданы актером удивительно точно.

Душевной и физической болезни Поприщина веришь безоговорочно, особенно когда видишь близко его взгляд, одновременно беззащитный и влюбленный, захваченный безумием или безысходностью.

Арина Бессергенева переквалифицировала гоголевского героя из переписчика бумаг в точильщика карандашей. О карандашах он знает буквально все. Какие они бывают, твердые, мягкие и т.д. и т.п. О них он взахлеб рассказывал бы часами, если бы его мысли всецело не занимала Софи (Виктория Кизко). Именно для обожаемой дочки директора, руководящей его офисом, он точит карандаши лучше всего и именно о ней он мечтает. А Софи его всего лишь жалеет и защищает от нападок непосредственного начальника и счастливого соперника в любви Александра Петровича (Денис Лукин). В своем старании быть толерантной и современной, Софи подвергает сотрудников самым разнообразным испытаниям тимбилдинга, начиная с вдохновляющих речевок и заканчивая новомодной пет-терапией.

Сделать подчиненных «дог-френдли» помогает очаровательный Мэджи. Блестящее актерское перевоплощение Егора Попова в собаку происходит с помощью всего лишь нескольких точных штрихов к собачьему портрету. Пусть добродушный лабрадор, изображенный на афише спектакля, не вводит зрителей в заблуждение. Нет, нет, у Егора получился очень убедительный мопс. Пофыркивание, принюхивание или подергивание ножкой стильного мужчины в строгом костюме, круглых черных очках и ошейнике с поводком выглядит одновременно забавно и изящно. Всего лишь один жест, которым Мэджи снимает очки, превращает его в блестящего шоумена, а реальный офисный мир Поприщина преображает в причудливый мир галлюцинаций. Там он ведет вполне реальные, как ему кажется, диалоги с собакой. Мэджи становится наставником Аксентия в завоевании внимания Софи и тем единственным, кто остается внутри его безумия, когда оно завладевает им все больше и наконец захватывает целиком.

Яркие, образные сценические решения периодически меняют весь мир вокруг Поприщина. Художник спектакля Василиса Кутузова простыми, но очень выразительными средствами преображает пространство. «Легким движением руки» мамы Поприщина, выкатывается диван, и выносится обязательный телевизор. Офис переезжает к Аксентию домой, а затем так же легко возвращается обратно.

Лаконичные костюмы героев становятся поддержкой безликой офисной эстетики. Эффектный костюм Мэджи, романтичная блузка Софи и оранжевые носки новоявленного короля Испании становятся яркими акцентами. Отдельные моменты спектакля пронизаны романтизмом, другие иронией, и того и другого в нем именно столько, сколько нужно.

 Спектакль построен на виртуозном соединении гоголевского текста с прекрасными образцами современной поэзии, неожиданными кинематографическими цитатами, замечательно подобранной музыкой и вовлечением зрителей в дискуссию по поводу того, что же в нашем мире важнее, любовь или деньги. Кстати, единого мнения на этот счет среди зрителей не оказалось.

Гениальные строки Бродского: «Я любил тебя больше, чем ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих», звучат в письме Поприщина к Софи, как что-то очень личное, выстраданное и проникновенное, а стихи Нины Искренко, прочитанные героиней Виктории Кизко, завораживают необычностью метафор:

  • «У меня на лбу проступает жемчужно-гранатовая карта Африки
  •  Из глаз и ушей льется кровоточит красота неземная
  • Ты подойдешь ты угостишь меня вафелькой
  • Я откушу я потанцую с тобой я тебя не узнаю».

При этом мы все аплодируем Мэджи (и группировке «Ленинград»), когда он с коллегами Поприщина распевает: «Тебе повезло, ты не такой, как все. Ты работаешь в офисе». Научный постулат, что любовь — это химическая реакция, нам преподносят в рэп-стилистике, находится в спектакле место «Форесту Гампу» с его рассуждениями о жизни, как коробке конфет, и даже «Гарри Поттеру».

Мама Аксентия (Ирина Рудницкая), для которой он «любимый сына» и «самый храбрый из людей», совершенно не замечает, как сын погружается в пучину безумия. Уж слишком она сама погружена в мир мыльных опер, а их героев воспринимает, как близких родственников. Пропустить 888-ю серию любимого мексиканского сериала для нее равносильно крушению мира и она не видит, как в то же самое время рушится мир ее собственного ребенка.

22

В переломный момент, когда Поприщин переходит от надежды на взаимную любовь к полному отчаянию, он яростно кричит миру: «Я никто. Меня нужно начать забывать». Громады офисных стен в эту минуту готовы раздавить маленького человека и его слабеющий разум. В поиске самоидентификации он придумывает утешительную фантазию о том, что на самом деле он пропавший король Испании. Навязчивая идея овладевает им безраздельно, он воображает берег теплого моря и собственную коронацию, подбирает зрителей для производства в министры и готовится спасти человечество от падения Луны.

Теперь то мы все знаем, что избежали гибели, благодаря Поприщину. Во всяком случае, после спектакля именно так и хочется думать.

Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *