29 ноября в Выставочных залах РОСИЗО открылась выставка «Дмитрий Жилинский. Личное». Персональная выставка известного художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского по-настоящему открывает его для широкой публики. Художника не стало в 2015 году, его произведения находятся во многих российских музеях. На выставке представлены работы из частных собраний, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Саратова, Самары, Тамбова, Тулы, Архангельска. Многие ошибочно причисляют Жилинского к когорте художников-шестидесятников, но, по словам куратора выставки Елены Семёновой, его творчество настолько индивидуально, что относить его к какому-либо сообществу было бы ошибочно. Действительно, зрелый период его творчества пришелся на 60-е, 70-е годы, но стиль его живописи сформировался гораздо раньше. Своим главным учителем он считал Владимира Фаворского, который привил ему любовь к иконописи и с тех пор в живописи Дмитрия Жилинского стал преобладать плоскостной стиль, близкий к иконописному. На выставке представлены некоторые работы в авторских рамах художника, снабженных резными клеймами.
Если говорить о символизме его работ, о сюжетной тематике, они, несомненно, близки эстетике Ренессанса. Портреты и автопортреты составляют на выставке существенную часть. Даже там, где изображены, казалось бы, самые бытовые ситуации, всегда присутствует изящество и утонченность, свойственная мастерам Возрождения.
Жилинский никогда не писал по фото. Единственное исключение было сделано для Московского международного Дома музыки, по заказу которого он выполнил серию портретов великих композиторов. На выставке представлены четыре портрета этой серии: Рахманинова, Шнитке, Шостаковича и Скрябина.
Особое место в творчестве художника занимает натюрморт. И здесь Жилинский верен себе, его натюрморты отличаются графичностью, изяществом и декоративностью.
В связи с этим невозможно не упомянуть триптих «1937 год». Центральное полотно навеяно драматичными воспоминаниями десятилетнего Дмитрия, ставшего свидетелем ареста отца, который был расстрелян в 1938 году и реабилитирован в 1957 году после смерти Сталина. Изображения букетов цветов на двух боковых частях триптиха многократно усиливают впечатление от центральной части и говорят со зрителями языком символов.
Еще одна важная работа художника представлена в экспозиции более поздней авторской копией. Картина «У моря. Семья» находится в собрании Третьяковской галереи.
На вернисаже, состоявшемся за день до открытия выставки генеральный директор музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ольга Галактионова упомянула работу, с которой началась ее любовь к Жилинскому. Ее, к сожалению, не оказалось на выставке, но картина ей очень запомнилась. Во МХАТе долгое время можно было увидеть прекрасный групповой портрет его основателей авторства Жилинского. А мне вспоминается другая его работа «Гимнасты СССР» на масштабной выставке, посвященной спорту в Третьяковской галерее. С ее изображением была даже выпущена почтовая марка.
На вернисаже присутствовали вдова художника Венера Жилинская, почетный академик Российской академии художеств, которая много делает для сохранения творческого наследия мужа, и сын художника Николай Жилинский.
Экспозиция, представленная в выставочных залах РОСИЗО в историческом особняке в Петроверигском переулке продлится до 23 февраля. У посетителей Выставочных залов РОСИЗО есть отличная возможность узнать побольше об этом замечательном художнике и проникнуться его пониманием всеобщей гармонии, символизма, красоты природы и человеческого духа.
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий