Апр. 21.

«Ван Гог: письма к брату». Уникальный вечер: три в одном

  • Антрепризаслово, услышав которое, многие театралы сразу недовольно зафыркают и заворчат. Юрий Башмет, Евгений Миронов, Марина Брусникинаимена, которые заставляют уважительно кивать даже тех людей, которые далеки от мира искусства. А для театралов антреприза сразу будет оправдана, если программу создали и представили именно они. Будет точно умно, талантливо и филигранно, в чём зрители и сумели убедиться на спектакле-концерте «Ван Гог: письма к брату», прошедшем 19 апреля 2025 года на сцене Светлановского зала Московского Международного Дома Музыки.

    Огромное светлое пространство, красивые люди, около 20 стульев на сцене и большой экран над ними. Лишь сбоку, если приглядеться, можно увидеть мольберт и подсолнухи. Как будто мы собрались совсем по другому поводу, не касающемуся великого художника. Но по мере развития сюжета станет понятнее, почему цветы, отсылающие нас к нему, расположены не по центру, а стоят скромно, в сторонке, опустив лепестки, словно ресницы прикрытых глаз скромного человека. А таким, по сути, и был тот Ван Гог, который нам был представлен через письма: человек, который при жизни не понимал своего величия и совершенно не ценил своей гениальности.

Вот и все вводные. А большего и не надо, когда на сцену под бурные аплодисменты вышел камерный ансамбль «Солисты Москвы» во главе с художественным руководителем и главным дирижёром Юрием Башметом, сопровождаемым Евгением Мироновым. Они шли рука об руку, как и более 100 лет тому назад шли вместе по жизни Винсент и Тео, чью историю, увековеченную в эпистолярном жанре, зритель и услышал в тот вечер.

Народный артист России Евгений Миронов в режиме монолога зачитывал самые знаковые письма великого художника, в которых затрагивались разнообразные темы: любовь, искусство, художники, несправедливость общественного устройства, Бог. Вообще, судя по тому, как Винсент Ван Гог размышлял, его вполне можно было бы назвать философом. А прослушав, насколько близок и понятен художнику был Лев Николаевич Толстой, даже промелькнула мысль: а что было бы, если Ван Гог жил в России, бок о бок с Толстым? Возможно, судьба его сложилась бы не так печально, а уж полей и подсолнухов в России столькорисовать не перерисовать.

Но история не знает сослагательных наклонений, так что вернёмся снова в настоящее время, в котором по всему миру гремят выставки художника, а его картины продаются за такие суммы, для разрядов которых даже не предусмотрены поля большинства калькуляторов. Без его работ создатели спектакля-концерта не могли оставить и своего зрителя. На уже ранее упомянутом большом экране всем присутствующим в зале были представлены некоторые работы великого мастера в грамотно составленном порядке, как и завещал Винсент Ван Гог: «Заставлять одно полотно звучать рядом с другим, помещая гамму жёлтого ряда с гаммой синего, гамму зелёного рядом с красным».

Спокойный, порой даже нарочито тихий голос Евгения Миронова идеально сочетался с тонкой музыкой струнного оркестра. Со сцены в тот вечер прозвучали следующие произведения:
А. Шнитке – Ю. Башмет. Трио-соната для струнных (1985)
К. Бодров. «Закат» для струнных
Л. ван Бетховен – Г. Малер. «Quartetto serioso» фа минор, op. 95
Э. Григ. Норвежская народная мелодия для струнных, op. 63 № 1
И. Брамс – К. Бодров. Анданте для альта и струнных
(вступление к III части Концерта № 2 для фортепиано с оркестром)
Г. Малер. Адажиетта для струнных.
Именно они были идеально подобраны как важное дополнение, а местамипослевкусие к письмам и картинам. А звучание было такое же настоящее, тонкое и природное, как и сами картины Винсента Ван Гога.

Вечер, когда зритель получил три эстетических наслаждения в одном: прекрасно исполненное драматическое повествование, музыка и, конечно же, картины! История художника, которого не понимал и не принимал мир, но с которым он всё равно очень хотел примириться, пытаясь раскрасить его яркими и сочными оттенками своих работ. «Нельзя судить Бога по этому миру, так как это неудачная работа, мир состряпан наспех. Его творение хромает везде. Нам останется лишь надежда: увидеть лучшее в другом мире». Хочется верить, что Винсент Ван Гог обрёл там лучший мир и теперь, сидя на облаках, рисует бесконечное поле с подсолнухами и восходящее над ним яркое тёплое солнце.

Автор Светлана Игнатова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Музыкально-поэтический спектакль, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *