Май. 02.

«Вальпургиева ночь»: Сумасшедшим жить легко?

  • Умные с лица мы, а в душе как дети,
    Встанем на пути – не обойдешь.
    Слова не схоронишь, в драку полезешь,
    Совесть до костяшки обдерешь.
    Сумасшедшим жить легко!
  • Пилот
  •  
  • Пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» впервые была поставлена в Студенческом театре МГУ в 1989 году, и в те времена она произвела фурор: настолько это было смело и нестандартно. А что же сейчас? Почему Театр МОСТ решил спустя несколько десятилетий вернуться к данному произведению? Давайте разбираться.
  •  
  • Во-первых, много ли вы, театральная публика Москвы, за последнее время видели комедий, которые остроумны, неглупы, в полутонах и полунамёках, да ещё и с отсылками ко времени настоящему? А ещё и желательно, чтобы при взгляде на происходящее подкрадывалось такое щемящее и тёплое чувство лёгкой ностальгии. И герои чтобы речи практически философские вели. А самые умные мысли зачастую рождаются в самых неожиданных местах, например, в психбольнице. Там мы все и оказываемся, когда приходим в Театр МОСТ на спектакль «Вальпургиева ночь», который вышел к восьмидесятилетней годовщине со дня рождения Венедикта Ерофеева.

Во-вторых, спектакль ощущается очень молодым, ярким и задорным. Не последнюю роль в этом сыграли актёры (юные, да талантливые). Лев Гуревич (Евгений Парфёнов), для которого самое запоминающееся событиечто вино-водочное изделие подорожало с 17 до 20 копеек. Но сколько же в нём философии вперемешку с интеллигентностью – любодорого смотреть и очень сложно не влюбиться. Вот и медсестра Натали (Александра Кареева) не устояла. А кто ж устоит, когда перед тобой мужчина в чёрном пальто и тёмных очках, который не боится идти против системы (пусть единичной психбольницы, но всё же), и который признаётся женщине в любви так: «Ты чистая, как прибыль». Под его же обаяние попадают и все обитатели палаты, где Гуревич провёл целую ночь своей жизни, зато какую ночь: Вальпургиеву! Танцев и массовых планов тоже было много, хорошо продуманных и уместно вплетённых в сюжет.

В-третьих. Здесь прямо-таки ощущалась кладезь мудрости: «Приятно жить в эпоху общего распада», «Мы живём в мире такой справедливости, которая по сравнению с вашей справедливостью чуть выше», «Пора у нас в России приступать к ломке всего самого коренного», «С утра солнышко тебе в глаза заглядывает, а ты ему не заглядываешь, и тебе должно быть стыдно». А самые философские размышления и разговоры полились под конец третьего акта, когда зрители — уже после бокала игристого, а актёры — после воображаемых, но таких реалистичных, принятых внутрь кружек со спиртом. Отдельно советую обратить внимание на предсказания нашего с вами будущего. А как же иначе можно описать очень важный трубопровод, который, правда, немного отличается от привычных нам с вами подобных устройств инженерной мысли по направлению движения продукта и самому продукту: «Из Европы в Россию со слезоточивым газом». А нефть-то героям Ерофеева и не нужна вовсе!

В-четвёртых. Чётко вылепленные образы героев и их продуманное размещение в пространстве на сцене. У каждого свой характер, который не только с помощью слов, но и посредством невербальных приёмов удалось передать. Евгений Славутин, режиссёр спектакля, смог в очередной раз собрать сплочённую команду единомышленников, которые с пониманием описываемого временного периода подобрали и костюмы, и декорации. Даже грим и причёски были продуманы до мелочей. А белое пространство внутри самого театра идеально подошло в качестве стен больницы.

В-пятых. Смотришь на происходящее на сцене и думаешь: а действительно, люди по ту сторону — сумасшедшие? А может, они абсолютно нормальные, просто не понятые обществом? И вопросы тогда возникают к этому самому обществу. А ещё приходит мысль, что, несмотря на подколы, направленные на представителей разных национальностей, все в конечном итоге были друг другу братьями, независимо от того, какой цвет кожи и какой разрез глаз, кто твои мама и папа. То есть было же что-то хорошее. Привет, ностальгия!

В-шестых. Три часа с двумя антрактами. И это как раз тот случай, когда сидишь и улыбаешься во все свои 32 зуба всё это время, что порой аж челюсть сводит. А потом выходишь из театра, едешь домой и продолжаешь улыбаться. Не это ли есть простое человеческое счастье?

Автор Светлана Игнатова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *