«- Какой тяжелый год! Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад: – Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите! Следующим был тысяча девятьсот сорок первый». В преддверии 79-ой годовщины Великой Победы в Театре им. Пушкина состоялась премьера спектакля, поставленного по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Но эта пронзительная история вовсе не о войне, она о взаимоотношениях, о дружбе, о людях, которые вырвали у врага победу и подарили нам мирную жизнь, некоторые ценой своей жизни.
Как рассказал режиссер спектакля Владимир Киммельман, предложил обратиться к повести Васильева «Завтра была война» художественный руководитель Театра Евгений Писарев. Прочитав произведение, Киммельман понял, что эта пронзительная история о советских школьниках именно то, что он искал.
Одним из первых было принято решение, что в спектакле должно быть много музыки и к работе был привлечен композитор (он же концертмейстер) Родион Аверьянов, с которым режиссер уже неоднократно сотрудничал. И уже на этом этапе хочу отдать должное музыкальному оформлению, которое поистине впечатляет. В спектакле звучит живая музыка, которая является не просто фоном или дополнением, она живет на сцене наравне с героями, она рождается ими же в моменте, здесь и сейчас. Невероятно талантливая молодежь с курса Евгения Писарева прекрасно владеет различными музыкальными инструментами и просто потрясающе поет. В полной мере оценить блестящие вокальные данные можно, когда звучит а капелла. Во время просмотра спектакля у меня неоднократно возникало ощущение, что я вижу безмерно мною любимую саундраму Владимира Панкова. Очень радостно что этот жанр обретает популярность.
Впечатляющие вращающиеся трехъярусные декорации, в центре которых находится огромная красная пятиконечная звезда, «символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах Земного шара…», символ СССР — плод работы художника-постановщика Софьи Егоровой. В этом объёмном трехуровневом пространстве соседствуют различные локации: школьный класс, квартиры Поляковых и Люберецких и даже лес у Сосновки.
В спектакле задействовано 27 актеров. Состав один. Замены не предусмотрены. В спектакле занято несколько поколений «писаревцев», в том числе студенты третьего курса Школы-студии МХАТ, и их педагоги Евгения Дмитриева и Андрей Кузичев. Молодежь, живущая на сцене с полной эмоциональной отдачей, ничуть не уступает опытным, уже состоявшимся актерам. Педагоги могут гордиться такими учениками.
Каждый персонаж проработан до мельчайших деталей. Актерский состав подобран идеально. Искра Полякова (Екатерина Рогачкова) «атаман в юбке, староста 9 “Б”», пламенная комсомолка с нерушимыми идеалами. Каждый жест, каждый взгляд наполнен уверенностью, она неоспоримый авторитет. Зиночка Коваленко в исполнении Елизаветы Кононовой (которая мне запомнилась яркой ролью Манюшки в «Зойкиной квартире»), наивная дурашка, к которой трудно применим глагол «знать» и лучше подходит глагол «чувствовать». Искренняя и настоящая, наивная девчушка с огромными красивыми глазами и изумительным голосом. Вика Люберецкая, мечтающая об обыкновенной, настоящей любви, такой «чтобы жили дружно и умерли в один день, как говорит Грин» женственна, нежна и изящна в исполнении Вероники Сафоновой. Жора Ландыс (Кирилл Чернышенко), как много боли и отчаяния было в его крике, когда он осознал всю чудовищность случившегося, аж внутри все перевернулось. Очередной раз влюбилась в безмерно талантливого Никиту Пирожкова, сыгравшего роль Артема Шафера. Прекрасен и Назар Сафонов в образе быстро повзрослевшего, пылко влюбленного в Искру Саши Стамескина…
Хочется сказать о каждом ученике 9 «Б»! Какие мужественные и правильные мальчишки, какие трогательные и искренние девочки, глядя на которых веришь, что у них «вместо сердца – пламенный мотор». Ребятам было несложно играть школьников, еще свежи воспоминания о собственных школьных годах. Сложно было понять и передать дух и атмосферу того времени. Ведь у школьников довоенного времени были совершенно другие идеалы, принципы и взгляды на жизнь. Елизавета Кононова рассказала о том, как много им приходилось искать информации о жизни комсомольцев в книгах, на просторах интернета, расспрашивать своих бабушек и дедушек, людей, помнящих и понимающих то время, для того чтобы вжиться в роли своих героев.
Героев старшего поколения блестяще исполнили нынешние педагоги «писаревцев» Евгения Дмитриева, Андрей Кузичев, педагог ГИТИСа Владимир Майзингер и «золотомасочная» Анастасия Лебедева. Такие кардинально различные по характеру, но одинаково преданные Родине родители: мама Искры, товарищ Полякова, комиссарша в кожанке с широким ремнем, исполненная Евгенией Дмитриевой, и отец Вики, Леонид Сергеевич Люберецкий, «немолодой человек с молодыми глазами» в исполнении Андрея Кузичева — на мой взгляд идеальное попадание в книжные образы. Трогает до глубины души директор Ромахин, в образе которого предстал Владимир Майзингер, виртуозно управляющийся с баяном. Мудрый, порядочный, что особо ценно, чувствующий молодежь, и именно Ромахин говорит самые важные, ключевые слова, от которых внутри все сжимается: «На всю жизнь запомнить, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок – убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость». Валендра — этой ролью Анастасия Лебедева очередной раз доказала, что ее «Золотая маска» неслучайность! Она смогла сыграть эту женщину так, что «стала чужой, чужой настолько, что ее даже перестали не любить» не только ученики 9 «Б», но и зрители.
Слезы накатывают и пробирает озноб от того, насколько реальна сцена прощания с Викой, хочется вместе с Жоркой орать в голос от чувства несправедливости и безысходности. А как трогательно из частей красной звезды, в память о своей однокласснице, ребята создают Алые паруса, символ мечты и веры. Потрясающе тонко и крайне эмоционально выполнен режиссером перенос драматических событий на сцену. Все сошлось, совпало в идеальную картину, глядя на которую, проникаешься этой историей и бесконечно переживаешь за героев. Зал аплодировал стоя, это ли не доказательство того, что создатели спектакля и актеры смогли «достучаться» до зрительских сердец?!
Автор Нина Железнова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий