Ставить Вампилова в России очень любят, как в столице, так и в регионах. Две его самые известные пьесы «Старший сын» и «Утиная охота» периодически возникают в репертуаре почти каждого театра. Драматургия Вампилова всегда находит отклик у зрителей возможно потому, что его герои так похожи на нас самих, и тогдашних, из 60-х — начала 70-х, когда эти пьесы создавались, и сегодняшних. В сущности, в нас мало что изменилось, технический прогресс и гаджеты не в счет.
27 сентября премьеру «Утиной охоты» представил Театр Вахтангова. Режиссеру спектакля Аскару Галимову всего 29 лет, это его четвертая постановка и дебют в Вахтанговском театре. Удивительно, но его прочтение пьесы, впервые опубликованной в 1970 году, оказалось одновременно ностальгическим и очень современным. Режиссер посвятил постановку своим родителям и, возможно, такое близкое, почти родственное отношение к ней сделало ее более близкой для зрителя.
Антураж Камерного зала Симоновской сцены Театра Вахтангова, с ее «неприбранностью», создающей ощущение заброшенной промзоны, щербатым кирпичом стен в потеках черной краски и полупрозрачными витражами из «непромытого» стекла, как нельзя лучше подходит для того, чтобы выразить состояние такого героя, как Зилов.
Если бы Зилова не существовало, его непременно стоило бы придумать. Характер Зилова для драматургии просто находка. Но не новинка. Подобный герой уже появлялся в веке XIX. Где? Да у Пушкина. Зилов — Онегин XX века. Ему, как и Онегину свойственно:
- Глядеть на жизнь как на обряд
- И вслед за чинною толпою
- Идти, не разделяя с ней
- Ни общих мнений, ни страстей.
Зилов живет, но вроде бы и не живет вовсе, словно черновик пишет. Существует в своем небольшом социуме, состоящем из нескольких близких друзей и нескольких близких женщин. Но и тех, и других могло бы и не быть. Неслучайно на вопрос, что ему подарить на новоселье, он отвечает: «Подарите мне остров. Необитаемый». Он бы прекрасно мог прожить один на этом острове и никто ему не был бы нужен. Так ему кажется, или таким он хочет казаться для окружающих? Эдакий Чайльд-Гарольд, разочарованный и в дружбе и в любви. Так ли на самом деле?
В фактуре Максима Севриновского, исполнившего роль Зилова, а особенно в его тембре, ироничном и нарочито равнодушном, это разочарование во всех и вся видно, что называется, невооруженным глазом. Актеру великолепно удалось передать сложные отношения Зилова с жизнью.
Они явно недовольны друг другом. Зилов считает свою жизнь неудачницей, а она мстит Зилову за его равнодушное отношение, наказывая потерями близких. Жена уходит, отец умирает.
Блестяще сыграна Максимом Севриновским реакция Зилова на смерть отца. Доходящее до исступления, с нарастающей агрессией исполнение песни про черного кота — шоковая реакция на новость и наглядная демонстрация, что равнодушие Зилова — вещь искусственная, созданная им самим, чтобы отгородиться от всех, а глубоко, очень глубоко (докопаться еще надо), у него болит душа, но он всеми способами старается замаскировать эту боль. Напивается часто, обижает друзей, заводит любовниц. Ничего не помогает, все так же болит. Так стараются отвлечься, чтобы забыть про зубную боль. Только душа — это вам не зуб, не вырвешь. Одна надежда на утиную охоту, на которую он все собирается и никак не соберется, о которой все время твердит, которая должна, просто обязана, по его мнению, ему помочь.
Рядом с Зиловым обычные люди со своими страстями, неприятностями, привязанностями. Они образуют вокруг Зилова ту самую «пеструю толпу», к которой он относится несколько пренебрежительно, а между тем, спектакль отлично раскрывает характеры каждого персонажа и создает на сцене с помощью художника-постановщика Екатерины Горшковой и художника по костюму Лилины Брик атмосферу конца 60-х. Простая модульная мебель, прически-бабетты и платья-футляры просто идеально соответствуют духу времени. То же относится и к музыкальному оформлению спектакля. Оно ненавязчивое и ностальгическое.
Представители четы Саяпиных: сам Саяпин, немного суетливый и рассеянный (Виталий Иванов) и его энергичная, деловитая жена Валерия (Дарья Щербакова), скрытный Кузаков (Клим Кудашкин), понимающий, но слегка загадочный официант Дима, он же подарочный котик (Данила Гнидо) — вот и весь довольно ограниченный круг друзей Зилова. Есть еще девушки. Бывшая, эффектная Вера (Анастасия Жданова) везде должна быть в центре внимания. Все мужчины для нее на одно лицо, все Алики, но Зилов — Алик особенный, он же беспардонно бросил ее и теперь пытается «подарить» начальнику. Вадим Андреич Кушак (Евгений Косырев), тучный и, в сущности, добродушный, но немного нелепый, очень хочет подарок принять, но «не по Сеньке шапка» — подарок достается Кузакову. Новая подруга Ирина, она же Ирэн (Анна Чумак) мгновенно привлекает Зилова своей юностью, наивностью и французскими словечками, но, судя по всему, ненадолго.
Жена Зилова, Галина (Полина Чернышова) искренне любит своего Виктора, но никак не может пробиться за выстроенную им стену равнодушия. Вот она и не справляется, и после нескольких безуспешных попыток уходит из его жизни, хотя он и пытается удержать ее, истерично кричит через закрытую дверь. Слишком поздно, дверь не открывается, а за ней уже стоит другая женщина.
Воспоминания, всплывающие в голове Зилова, состоят из нескольких обычных дней его жизни: анонс новоселья, вечеринка, работа, встреча с новой женщиной, смерть отца и потеря жены меняются в его голове, как картинки в калейдоскопе. Люди, поступки, ошибки, обиды — Зилов ведет с жизнью игру на выбывание. Но и тут она его побеждает. И охотничье ружье, которое должно было бы выстрелить, так и не стреляет. Придется ему жить дальше и мучиться своей душевной болью. И вылечить его не может никто и ничто, даже утиная охота.
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно увидеть здесь, а фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий