Одна смерть сделала меня царём,
другая — возвращает в человека.- В конце апреля на сцене Арт-платформы состоялась премьера спектакля «Царь Давид. UNPLUGGED» — это новое звучание мистерии «Давид». В этот день зрителям посчастливилось увидеть и услышать в роли старого Давида самого режиссёра и композитора – Романа Игнатьева. И не только его: в составе актёров нет Лёвушки, но он играл весь спектакль, как взрослый, пока не исполнял песни, но по сюжету этого и не задумывалось, зато его присутствие создавало неповторимую атмосферу и глубоко погружало в историю. Дитя, молча играющее и наблюдающее, но не вмешивающееся в действие, – кто он здесь? У каждого зрителя будет свой ответ и свои ассоциации, и нет неправильного понимания задумки автора или её воплощения, просто все люди разные, со своим жизненным опытом. Но если позволить себе посмотреть со стороны: не в глазах ли ребёнка безусловная любовь ко всему и всем в этом мире, безраздельное принятие и абсолютное доверие?
«Время разбрасывать камни, и время собирать камни». Считается, что эта фраза принадлежит царю Соломону, сыну Давида и Вирсавии. И Лёвушка, играя камнями во время спектакля, помогал зрителям оставаться на связи с этой мудрой фразой из книги Екклесиаста, с тем временем, когда, по предположениям, это всё могло происходить, и не сравнивать с настоящими реалиями, когда отношения между мужчиной и женщиной строятся по другим законам, а развод — обычная процедура, и часто к Богу обращаются только в минуты сильнейшего отчаяния, буквально на грани смерти.
В этой постановке нет декораций и костюмов, здесь на первое место выходят звук: голоса актеров и музыка, свет, а также чувства и эмоции. Действие начинается с рассказа старого Давида. Его голос с интонациями пастыря, читающего Библию в церкви, и звуки печатной машинки уводят за собой зрителей в историю царя Израилева. Он как будто сам себя считает уже книгой, а не человеком. Пустыня в душе старого Давида, полная боли и раскаяния, иссушает и одновременно не отпускает в мир мертвых. Она замораживает его страхи и вместе с ними тело. Девушка Ависага, которую приводят к царю в покои, чтобы согрела его, невольно будит воспоминания и чувства к любимой жене. Парадокс, ведь ее подослали к нему, чтобы она отправила его к праотцам. А у Давида появились силы признаться Вирсавии в своем проступке многолетней давности и попросить прощения, и только в этот момент голос его оживает. Это стало шагом к возвращению в человека, появилась вера в то, что раз она простила, то и он сам может себя простить, и Бог тоже.
Пространство сцены позволило разместить музыкантов: гитара – Павел Черных и клавиши – Антон Загаров, и еще осталось достаточно места для создания особенной атмосферы спектакля, которая создавала чувство свободы и одновременно пустоты, что перекликалось с состоянием Давида. Современные технологии помогают не только в быту, но и в реализации творческих задач: интересное решение для еще большего погружения – трансляция видео в движении в режиме реального времени на экран в правой части сцены. Это было похоже на мерцающие миражи в пустыне.
Не стоит пугаться нравоучений, в постановке их нет, и отказываться от просмотра спектакля тем зрителям, кому не близка библейская тема, на происходящее действие вполне можно смотреть как на историю и взаимоотношения между мужчиной и женщиной, царем и солдатом, и другими действующими лицами. Эта постановка воспринимается легче по сравнению с самим спектаклем. Все события понятны, белых пятен не остается, меньше диалогов, но главное – остались арии главных героев и общая песня в конце спектакля, и это прекрасно. А голоса актеров в этой постановке звучат по-особенному и когда читают, и когда поют: шепот, акценты в фразах, интонации, тембр, звуковые переходы. Они стоят того, чтобы их услышали.
Роли исполняли:
Святослав Степанов — молодой Давид, Соломон;
Роман Игнатьев / Валентин Терехов — старый Давид;
Сэсэг Хапсасова — Вирсавия;
Анна Подсвирова — пророк Иона;
Андрей Белявский — Урия;
Ольга Амосова — Ависага.
Режиссёр — Роман Игнатьев;
Художник по звуку — Павел Свиязов;
Художник по свету — Иван Светличный.
Гитара — Павел Черных;
Клавиши — Антон Загаров.
Автор Ольга Загородникова, фотографии Александра Савенкова предоставлены организаторами мероприятия, полный альбом фото можно посмотреть здесь
02.05.2025 at 5:36 дп -
hi