Июл. 02.

Театральный перформанс «Шесть персонажей с вопросами к автору»: люди, восставшие против «структуры»

  • На Малой сцене Театра Маяковского происходит что-то совершенно необычное. 24 июня театральный сезон завершает событие, которое его создатели называют и «книжным клубом», и «перформансом в жанре праздничного застолья», и «экспериментальным проектом», словно немного стесняясь того, что за три недели репетиций они произвели на свет прекрасный, полноценный, готовый спектакль, который его первые и пока единственные зрители именно так и восприняли.
  •  
  • В основе спектакля — книга Веры Богдановой «Сезон отравленных плодов». В зале добрая половина зрителей с ней уже знакома, вторая половина, к которой отношусь и я, только готовится к увлекательному чтению. Не выдержала, купила сразу же после спектакля. Сразу прошу прощения, что немного затянула с рассказом о спектакле, но это всё потому, что меня саму затянуло в водоворот событий и отношений героев книги, и надо было сначала из него как-то выбраться.

Режиссёр спектакля Егор Перегудов перед началом действия признаётся в своей любви к этому произведению (теперь я с ним абсолютно солидарна) и озвучивает наши планы на вечер. Сначала мы увидим 50 минут избранных сцен из романа, затем маленький антракт (он и правда длится 4 минуты, режиссёр не обманул), затем ещё 50 минут пьесы-продолжения, написанного Верой уже в соавторстве с Рагимом Джафаровым. Потом антракт побольше (есть возможность успеть книгу купить), а после него обсуждение увиденного с режиссёром, авторами и актёрами. Всё так и происходит, вот только эти два раза по 50 минут выворачивают меня наизнанку, и я сижу в финале, когда зал постепенно погружается в темноту, как будто случайно прикоснулась к оголённым проводам и усиленно пытаюсь понять, почему вроде бы обычная жизнь обычных людей так меня цепляет. Так и с романом Веры Богдановой: прочла от корки до корки, но так и не смогла перестать думать о его героях. Если у персонажей спектакля (а их в каждой из двух частей действительно по шесть) есть вопросы к автору, то на мои вопросы они продолжают отвечать уже после увиденного и прочитанного.

Вера и Рагим сидят прямо передо мной. На Вере топ с открытой спиной, по которой раскинулось роскошное тату. Пробую его разглядеть, но не успеваю. Режиссер надевает на Веру фартук и сажает за сценический кухонный стол резать праздничный салатик (оливье без горошка, наверное, вкусный). Вера о своей миссии, похоже, ни сном ни духом, но храбро берет в руки нож и стойко выдерживает первые 50 минут, во время которых к ней периодически обращаются то за советом, а то просто за добрым словом ее персонажи («Тёть Вер, что-то меня развезло…»). Сцена при этом даже не сцена, а уходящий за горизонт парад простенькой советской мебели: стол, холодильник, комод, раковина, ещё какой-то шкаф и т. д. Под потолком болтается диско-шар, который рассыпает по залу световые блёстки под нетленный хит «Ну где же ручки, ну где же ваши ручки» и становится бездонным звёздным небом, за которым, валяясь на гигантской автомобильной покрышке, наблюдают юные Женя и Илья.

Женя и Ильядвоюродные сестра и брат. И с ними «случилось страшное», то, чего никогда не примут и не поймут их родные, но они сами находятся в состоянии постепенно нарастающего счастья и несчастья одновременно. Женя воспринимает всё происходящее более остро и придумывает для себя своеобразное наказание за такой «стыд-и-срам». Её не отпускает мысль, что они с Ильёй заложники некой структуры, и структура эта их наказывает тем, что насылает на страну начала двухтысячных периодические теракты. Само действие спектакля так и начинаетсядежурное сообщение новостного диктора о теракте в переходе на Пушкинской в августе 2000 года и Женины рассуждения о том, что было бы, окажись она рядом с этим переходом. Она и окажется рядом, только уже во время другого теракта на Рижской, и ещё раз уверит себя в том, что их с Ильёй запретная любовь притягивает несчастья, как магнит. Нарастающая череда страшных событий постепенно становится для Жени маниакальным убеждением, что это расплата за грех.

Проблема в том, что друг без друга они с Ильей совершенно не могут, хотя и пытаются наладить свои отдельные жизни, но никак не получается. Атмосфера, царящая в их семьях, не дает им ни единого шанса быть понятыми. Мила, мать Ильи, категоричная и эгоистичная, продолжает совершать идущий из собственного детства порочный круговорот домашнего насилия, когда «бьет, значит любит» становится ситуацией почти обыденной. Она сама терпит издевательства мужа-садиста и не дает ни сыну, ни дочери Даше достаточно материнской любви, чтобы появилась хоть какая-то возможность что-то поменять. Спираль раскручивается на новом витке уже с самой Дашей, которая сначала, со свойственным юности максимализмом, пускается во все тяжкие, а затем повторяет судьбу матери с пьющим и бьющим мужем. Только заканчивается для нее все гораздо страшнее: она попадает в колонию за убийство мужа-садиста.

Если первая часть спектакля полностью посвящена зарождающейся юношеской любви, она нежная, трепетная, двигающаяся на цыпочках, постепенно осознающая свою силу, мощь и неизбежность, то вторые 50 минут после 4-минутного антракта, сочетающие гротеск и драму, одновременно смешные и трагические, переносят зрителей на театральной машине времени в 2013 год, когда все страшное уже случилось. Илья и Женя где-то там, в далеком Волгограде, преодолев все препятствия, все-таки вместе, а в доме Милы ровнехонько к Новому году происходит явление освободившейся зэчки. Даша уже не та «доска», как говорила ее мать: «Вот зачем назвали тебя Дарья, что за имя, как у доярки, была бы лучше Эвелина». Теперь имя Эвелина ей точно не подойдет, она прошла тюремную «школу», стала жесткой, грубой, но и более ранимой одновременно. Теперь она может наконец-то высказать матери, как ей не хватало в детстве и юности ее любви, как ждала она в тюрьме свидания или просто ответа на звонок, чтобы хоть немного побыть снова ее дочерью и матерью своему сыну. Только к нему она рвалась все это время, его хотела вытащить из атмосферы тотальной нелюбви, неважно куда, куда угодно, только прочь из этого дома, где душат все настоящее, топчут пробивающиеся ростки любви безжалостными каблуками. Возможно, Мила посвоему и любит Дашу, но эта любовь запрятана так глубоко, что до нее не достать. И финальный монолог Даши, пронзительный, трогательный, нежный и страстный, обращенный к матери и зовущий сына, — это надежда на то, что у Даши, возможно, получится соскочить с этой порочной спирали и дать своему сыну Глебу другую жизнь, полную любви и счастья.

Спектакль, как шкатулка с секретом, скрывает целую россыпь драгоценных актерских работ, а блестящая режиссура и прекрасная литературная основа позволяют шкатулке раскрыться и продемонстрировать разнообразие человеческих характеров.

Илья и Женя (дебютанты на сцене Театра Маяковского, но уже очень профессиональные актеры Никита Столяров и Екатерина Круглова)трогательные и нежные, несчастные в своем безмерном счастье; единый в двух противоположных образах деревенского хулигана Кота в первой части и жениха-айтишника во второй Ярослав Леонов; его невеста, «хорошая девочка» Лена (Александра Маховикова); ее немного нелепая, но доброжелательная мать (Мария Фортунатова); очаровательный, колоритный дед (Юрий Соколов), который и выпить не дурак, особенно за компанию, и с тюремным фольклором знаком, хоть и был когда-то вертухаем; великолепная работа Юлии Силаевой, которая настолько вжилась в роль Милы, что никак не могла от нее отделаться и все время репетиций пребывала «в зерне»; и, наконец, невероятная ДашаАнастасия Мишина, грубая, дерзкая, резкая, но такая ранимая и одинокая, совершающая многочисленные ошибки, но любящая и дающая надежду.

Спектакль закончен, все немного ошарашены, но всего на пару минут, а затем вопросы к режиссеру, Вере, Рагиму и актерам не прекращаются целый час. Их было бы и больше, но время позднее. И вслед за присутствовавшим в зале известным режиссером Сергеем Урсуляком хочу сказать: возможно, это и перформанс или литературно-театральный эксперимент, но это уже просто отличный спектакль, и место ему в репертуаре театра. Если у романа Веры Богдановой случилось продолжение на сцене, то у спектакля Егора Перегудова оно точно должно быть!

Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть  здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Комедия, Новости, Творческие вечера, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *