Театр РОСТА и «Отцы и дети», кажется, идеально подходят друг другу. Ведь эта площадка в Царицыно создана для детей и их родителей, а её миссия — взращивать всё хорошее в своих зрителях через силу искусства. И премьера июня 2025 года как нельзя кстати подойдёт для реализации этой цели, ведь «Отцы и дети» — вечная классика про взаимоотношения разных поколений и, конечно же, про силу любви и веры. Идеальным решением видится прийти на спектакль вместе со своими подростками и затем обсудить увиденное.
Режиссёр-постановщик и автор инсценировки Ирина Керученко подошла к произведению Ивана Тургенева с уважением и пониманием. В спектакле не было замечено новомодных тенденций и современных заигрываний со зрителем. Серьёзная постановка держалась только на людях, её создавших, на актёрской игре, на прочтении текста, максимально приближенном к оригиналу. Здесь действительно были бы неуместны современные шутки, спортивные костюмы и музыка в стиле 90-х годов прошлого века. А сам роман, хоть и был написан в середине позапрошлого века, до сих пор достаточно легко воспринимается с точки зрения своего языка. Так что задумка Ирины Керученко сделать добротную классическую постановку видится полностью уместной и оправданной.
Сюжет всем давно известен и знаком, но именно в данном спектакле очень тронула не любовная линия, а развитие взаимоотношений Евгения Васильевича Базарова (Кирилл Водолазов) и его родителей: Василия Ивановича Базарова (Андрей Бутин) и Арины Власьевны Базаровой (Марина Виноградова). То ли потому, что роль сурового, колючего и непоколебимого Евгения Кириллу Водолазову уж очень удалась, то ли Андрей Бутин и Марина Виноградова смогли показать на сцене такую бескорыстную любовь к своему единственному ребёнку. У них получилось передать, что любовь родителей к своим чадам — самая честная и чистая любовь, которая не требует никаких доказательств, она рождается с первым криком новорождённого малыша и не умирает уже никогда. Ею любят вопреки всему, даже если ребёнок оступится, пойдёт по неверному пути, в любые подростковые и взрослые кризисы. Уверена, что присутствующие среди зрителей родители не раз всплакнули, а их дети, хотелось бы верить, смогли посмотреть на то, что обычно скрыто от их глаз: как за них переживают, как их поддерживают, да и вообще, какая сила стоит за ними, пока их родители живы. Берегите родителей!
При этом любви к своему сыну не было чрезмерно много. Да, героиня Марины Виноградовой получилась очень трепетной, этакая мягкая, добрая, деревенская мать: поторопить крепостных, похлопотать о новом постельном белье для гостя, заварить самовар, приготовить вкусный обед и, конечно же, ухаживать за сыном до последнего. А Василий Иванович в исполнении Андрея Бутина — тихий, но очень мудрый, с женой не спорит, но порой бережно направляет её. И благодаря этим их качествам перед зрителем предстаёт картина не только прекрасных родителей, но и любящих друг друга мужчины и женщины.
Интересная параллель со временем настоящим сама собой напросилась при взгляде на некоторых героинь, ведь в них угадывались многие пороки людей современного общества. Эмансипированная Кукшина (Анна Старцева) порой настолько восторженная, что её состояние доходило до глупости, которая была подчеркнута Натальей Спасской (художник по костюмам) атласным платьем розового цвета. А на балу у губернатора на ней было платье в бантиках, и это выглядело словно многослойный торт. Такая глупая, недалекая женщина, и к ней так легко зайти на огонек, чтобы выпить игристого с утра, а расплата — самое ценное — время, потраченное на пустую болтовню (словно посмотрел ленту социальных сетей, оторвал глаза, а уже час как пролетел!).
На контрасте с ней на сцене присутствовала всегда интеллигентно выглядящая Анна Сергеевна Одинцова (Ирина Шестерина). Её платья не отличались кричащими цветами, присутствовала строгость силуэта и утонченные черты. И жила она вдалеке от общества «Кукшиных», словно специально сбежала от них в деревню. Она «несчастлива от того, что нет желания жить; воспоминаний много, а вспомнить нечего; впереди длинная дорога, а цели нет». И нигилисту Евгению Базарову (Кириллу Водолазаву), который совсем недавно сидел в родительском доме своего друга Аркадия Кирсанова (Владислав Калашников) в уверенной мужской позиции, «широко расставив ноги», пришлось-таки для начала перестать отрицать любовь.
Кстати, костюмы друзей были выдержаны в едином стиле и цвете (например, зеленые пиджаки в начале), и выглядело это так, словно Кирсанов пытался быть похожим не только в мыслях, но и в облике на Базарова, которым так восхищался и за которым так стремился; он полностью разделял и поддерживал его тезис, что «любой химик в 20 раз полезнее поэта», а «ломаем, потому что мы — сила, а строить будет кто-то другой» казалось тем, за чем непременно надо идти. Это как раз история про то, как важно в юношеском возрасте иметь своё личное мнение.
Спектакль шёл три с половиной часа (включая один антракт). Было радостно видеть летом в театре среди зрителей родителей со своими детьми школьного возраста. И даже шёпот, периодически возникавший в зале во время спектакля, не раздражал, ведь у части зрителей возникали некоторые вопросы, касающиеся развития сюжетной линии, — надо же было пояснить в моменте, чтобы через ответы на такие вопросы лучше понять самих себя.
Автор Светлана Игнатова, фотографии Евгении Скопинцевой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий