8 и 9 мая, в дни празднования 80-летия Великой Победы, Театр Российской Армии представил новую постановку — «Знамя Победы». Спектакль по пьесе Виталия Павлова — глубокая, эмоционально насыщенная драма о последних днях войны и решающем штурме Берлина. Действие разворачивается в апреле-мае 1945 года, и зритель оказывается в эпицентре событий, где до окончания войны остался всего один шаг, но каждое сражение по-прежнему смертельно опасно.
- Для режиссёра-постановщика Игоря Угольникова эта работа стала актом памяти и уважения прежде всего к своему деду, погибшему в октябре 1941 года под Москвой в рядах народного ополчения. Именно ему он и посвятил постановку.
- В основе сюжета — реальные события последних дней войны, когда советские войска штурмовали Рейхстаг. Мне понравилось, как в спектакле подсвечена конкуренция между бойцами: все понимали, что война вот-вот закончится, и каждый мечтал стать тем, кто водрузит знамя над поверженным Берлином.
- Фактически над Рейхстагом было поднято несколько красных флагов, но в историю вошло Знамя Победы, установленное 1 мая 1945 года бойцами 150-й стрелковой дивизии. Однако до них свои полотнища пытались закрепить и другие группы, включая разведчиков 756-го полка под командованием капитана Степана Неустроева. Один из первых флагов поднял Пётр Пятницкий, но он не успел завершить свою задачу — был убит в бою.
Чтобы отразить мрачную атмосферу военного времени и динамику событий, художник-постановщик Анастасия Глебова создала интересную сценографию. В её основе — массивная вращающаяся металлическая конструкция, которая трансформирует пространство, превращаясь то в улицы Берлина, то в штабные помещения, то в поле боя. Благодаря этой задумке смена декораций происходит прямо на глазах зрителей, без остановки действия. Визуальный ряд выдержан в тёмных тонах, на фоне которых красные знамёна горят ярким пламенем.
Интересно, что традиционные сценические сражения здесь неожиданно заменены на пластические. Хореография Ольги Якименко в сочетании с работой художника по свету Андрея Абрамова придала ключевым моментам боёв кинематографичность — в кульминационных сценах возникает почти что эффект замедленной съёмки.
Сильнее всего в этом спектакле меня поразило хорошо переданное актёрами гнетущее ощущение приближения конца войны, смешанное с неизбежностью смертельной опасности. Кажется, ещё немного — и всё завершится, но именно сейчас, в эти последние дни, цена каждого шага становится особенно высокой.
Каждый актер воплощает на сцене реальную судьбу: звучат исторические справки о жизни и подвигах этих людей. Личные истории героев напоминают, что за великой Победой стояли миллионы простых, но несгибаемых людей. Они сражались с отчаянным упорством, понимая: смерть сейчас означает не увидеть тот самый мир, ради которого шли в бой четыре долгих года. Все они потеряли на войне кого-то из близких, и каждое новое сражение становится одновременно борьбой за жизнь, выполнением долга и актом мести за тех, кто не дожил до Победы.
Потрясает и заключительный эпизод: на сцене появляется огромный экран, где строчка за строчкой идут имена погибших. Число жертв Великой Отечественной войны — 26,6 млн человек. В финале актеры, игравшие реальных участников штурма (чьи биографии зрители узнали за время действия), передают Знамя Победы в зал. Огромное красное полотнище проносится над головами, и каждый может прикоснуться к нему рукой — словно к самой истории.
«Знамя Победы» — спектакль о мужестве, боли, страхе, надежде и счастье. История о подвиге советских солдат, рассказанная ярко, искренне и без прикрас. Постановка напоминает: Победа пришла не сама собой — её выстрадали, вытерпели, вырвали у войны.
Автор Евгения Скопинцева, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий