Апр. 30.

Спектакль ВШСИ «Маски из Островской жизни»: Комедия дель арте из Замоскворечья

  • Если бы я не знала, что великолепная буффонада «Маски из Островской жизни» является дипломным спектаклем студентов четвёртого курса Актёрского факультета ВШСИ (Театральная школа Константина Райкина), Мастерской Анны Ивановой-Брашинской, я могла бы запросто об этом догадаться. В том, как перемешаны на сцене самые известные произведения Александра Николаевича Островского, с каким азартом, энергией, бьющей через край, «прыжками и ужимками»; поставлен этот феерический спектакль, я просто-таки вижу невероятного, подвижного, как ртуть, молодого Константина Райкина. А новое, как говорится, это хорошо забытое старое!Спектакль по праву стал одним из самых ярких моментов прошедшего в Москве Международного фестиваля студенческих спектаклей «Твой шанс/ГИТИС-фест». 22 апреля ему аплодировал стоя битком набитый зал Театрального Центра «На Страстном». Кстати, давно не видела и не слышала столь бурного выражения восторга и столь активной поддержки, оказываемой актерам из зала. Сидящая рядом со мной очаровательная будущая актриса в нарядном цветастом платье, пришедшая поддержать однокурсников, смеялась так громко, что порой заглушала музыку. Но такой элемент игры с залом горячо приветствовали сами актеры: они и перед спектаклем призвали не выключать, а наоборот, включить телефоны, отвечать на звонки и выкрикивать всё, что вздумается, прямо с мест. Актеры так активно включились в игру с залом, что в некоторые моменты герои отрывков пьес Островского стали попросту обращаться к зрителям за советом, как им поступить в той или иной ситуации.

Ну а что? Они же Маски, им всё позволено. За маской можно скрыть истинные чувства, маска разрешает хулиганить, не опасаясь ответственности, маска спрячет за фальшивой улыбкой настоящее горе. Пульчинелла, Арлекин и Коломбина родом из купеческого и мещанского Островского Замоскворечья ничуть не отличаются от своих венецианских коллег. За шутками и прибаутками скрывается порой самая настоящая драма, возможно, даже трагедия, ну или комедия со счастливым финалом.

Блестящая идея соединить русский психологический театр Островского с приемами итальянской Комедии дель арте пришла в голову режиссеру спектакля Александру Коручекову, педагогу курса. По его словам: «Слияние двух этих традиций дало особенный, очень интересный эффект, подсказало новые способы воплощения этой драматургии. Спектакль сделан из разных сцен разных пьес Островского в попытке создать одну цельную композицию «островской жизни»; — московской и захолустья».

Великолепные маски были выполнены самими участниками спектакля с помощью консультанта по изготовлению масок Екатерины Зонненштраль.

Лариса Сехон создала для спектакля костюмы, удачно соединяющие купеческие традиции XIX века с современными формами и фасонами. Цветастые павлопосадские платки, шали, плоёные юбки и чепцы совершенно неожиданно соседствуют с трогательными беретиками и матросскими воротничками, цилиндрами и жаккардовыми жилетами. Всё в спектакле перемешано, но эту очаровательную мешанину безумно интересно разглядывать, как и затейливый набор всевозможных предметов под дощатым помостом на сцене. Этот помост и всё «содержимое лавки старьевщика» под ним, да холщовый занавес, на котором так удачно возникает дополнительный театр теней, – вот, пожалуй, и весь антураж спектакля. Зато как оживляют его своей неподражаемой игрой молодые актеры! Настоящий пир для глаз. Совершенно невозможно выделить кого-то одного, и так хочется похвалить их всех!

Меняющие друг друга колоритные персонажи пьес Островского «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес», «Бедность не порок», «Горячее сердце», «Бешеные деньги» оживают под масками, становятся реальными людьми со своими страстями, сомнениями, интригами и влюбленностями.

Живая музыка в исполнении самих же актеров добавляет спектаклю естественного звучания, а маленькие вставные интермедии, песни и танцы оказываются удивительно к месту.
Сдается мне, что не всё, что было на репетициях, случилось на спектакле именно так, как задумано. Молодые артисты умеют потрясающе импровизировать по ходу действия, улавливать тончайшую интонацию момента. И в этом еще один из многочисленных плюсов спектакля.

Его настоящим апофеозом становится грандиозный монолог Несчастливцева, который, стоя на котурнах и возвышаясь над толпой, размахивает алой мантией, как знаменем: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезывода! Ваши сердцатвердый булат! Ваши поцелуикинжалы в грудь!»

Что ж, достойно и Шиллера, и Островского одновременно. Браво!

«Маски из «Островской жизни»»; — как раз тот самый случай, когда студенческий спектакль может запросто перешагнуть на большую сцену в том же составе и еще долго идти с аншлагами. Возможно, так оно и будет, во всяком случае я ему этого искренне желаю.

В спектакле принимали участие: Сергей Беляков, Никита Комин, Алина Гумирова, Виктор Киппер, Екатерина Левина, Владлена Кошелева, Кристиан-Даниэль Тихонов, Валерия Селиванова, Ксения Баджи, Егор Шеховцов, Айша Загидуллина, Александра Бутенко, Денис Кривко, Павел Коган, Аркадий Вардеванян, Майя Ермакова, Кристина Курманина, Илья Алёшин, Анастасия Шаламова, Анастасия Глазунова, Виктория Антонова, Ярослава Бехтерева.

 
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Комедия, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *