Апр. 30.

Спектакль Театрального училища имени Щепкина «Чайка»: птичка на проводе

  • С 14 по 30 апреля Москва стала столицей студенческого театра. На нескольких площадках в эти дни непрерывно шли дипломные спектакли театральных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и многих других российских городов, а также студенческие работы из Индии, Китая, Бразилии и Казахстана, отобранные из огромного количества заявок на Международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс/ГИТИС-фест». Фестивальэто и правда реальный шанс для многих молодых актеров заявить о себе, продемонстрировать коллективную работу курса, показать что-то новое, свежее, подойти к классическому репертуару с совершенно особенным, «неизбитым» способом выражения формы и содержания или создать интересные спектакли на основе современной драматургии.
  •  
  • В рамках ГИТИС-феста маститые педагоги из разных учебных заведений смогли обсудить увиденное и обменяться опытом. Зрительский интерес к фестивалю оказался огромным. На некоторые спектакли было просто невозможно попасть. Скорее всего, в фестивальных спектаклях уже участвовали будущие звезды театра, и зрители с самым зорким взглядом, конечно же, их отметили.
  •  
  • К сожалению, я успела увидеть всего два фестивальных спектакля, но и у меня уже сложились собственные предпочтения и симпатии.

Спектакль «Чайка» 4-го курса Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина (курс Владимира Михайловича Бейлиса), показанный 17 апреля в Театральном Центре На Страстном, как раз и продемонстрировал зрителям свежий взгляд на одно из самых известных, «программных» произведений Чехова. Поставил спектакль педагог курса Глеб Подгородинский. Как там было в классической версии МХАТа, нам уже давно рассказали историки театра, а про вариант щукинцев могу сказать точно: трагическую судьбу первого показа «Чайки» в Александринском театре спектакль не повторил. За прошедшие почти сто тридцать лет зритель научился понимать и ценить чеховские диалоги, и уже никто не может упрекнуть пьесу в недостаточности сценического действия. А для сегодняшней молодежи, привычной к театральным экспериментам, она вполне может сойти за психологический триллер.

В нынешнем спектакле до реального триллера дело не дошло, его режиссура основана на более-менее классическом прочтении. В нем не скачут под дискотечную музыку, не читают рэп, зато нестройным хором поют:

Милый друг, нежный друг,
Я
как прежде, любя,

В эту ночь при луне
Вспоминаю
тебя.

И текст вполне себе чеховский, хрестоматийный. Зато в спектакле есть несколько моментов, которые делают этот классический подход интересным и запоминающимся.

В начале действия режиссёр намеренно разворачивает всех персонажей спиной к зрительному залу, зато лицом к месту действия дебютного показа пьесы Константина Треплева. Натянутые вдоль сцены провода, похожие одновременно на линейки нотного стана, гитарные струны и ёлочные гирлянды, придают её аскетичному убранству совершенно необходимую графичность (прекрасная работа сценографа Анны Смертиной). Где-то за проводами подразумевается озеро, на берегу которого и проходит спектакль.

Сам автор пьесы бегает вокруг и страшно волнуется, причём совершенно не напрасно. Известный монолог Нины Заречной о «львах, орлах, куропатках» и прочей живности зрители слушают совершенно невнимательно, а госпожа Аркадина так и вовсе ведёт себя довольно неприлично, переговариваясь с соседями и лишая начинающую актрису возможности донести до публики глубокий смысл всего произведения.

Денис Косиков идеально демонстрирует нервозность Треплева, его чувствительность к критике, особенно от собственной матери, убеждённость в её нелюбви и сомнения в своих способностях. Даже по прошествии времени, когда он уже становится известен, эти сомнения не перестают терзать его. А вместе с покинувшей его надеждой завоевать сердце Нины покидает его и сама жизнь.

Ирина Николаевна Аркадина в исполнении Ирины Тури очень уж хороша: жёсткая, саркастичная, властная. Возможно, такие свойства характера развились в ней из-за того, что вокруг всё время находятся слабые мужчины. Сын, не оправдывающий надежд, получает от неё суровую отповедь, а любовник Тригорин (Вадим Аникин) вынужден стоять перед ней на коленях и умолять отпустить его: «Вот она, любовь, пришла, манит…»

Та самая любовь, Нина Заречная, для него всего лишь «сюжет для небольшого рассказа»; — о девушке, которая жила на берегу озера, счастливая и свободная, как чайка. Но случайно пришёл человек, увидел и от нечего делать погубил её, «как вот эту чайку». Актриса преподносит свою героиню нервно, немного истерично, но Нина в пьесе вовсе не считается талантливой актрисой, карьеры у неё не сложилось, как и личного счастья, и в прочтении Катерины Кнапнугель эта её нервозность вполне оправдана. А за то, что она два раза за спектакль, причём совершенно по-разному, произносит свой знаменитый монолог, просто браво и ей, и режиссёру, который это придумал.

Хочу отметить также работу Никиты Гробовенко. Молодой актёр безо всякого возрастного грима очень достоверно передаёт характер 60-летнего Петра Николаевича Сорина. Да и весь актёрский ансамбль в спектакле даёт нам возможность ещё раз убедиться в чеховском таланте перетасовать человеческую колоду так, что в ней все кого-то любят, но ни одна любовь не взаимна, и оттого все несчастливы. Молодым актёрам удаётся понять и передать эту всеобщую атмосферу нелюбви, при этом все герои становятся близкими и понятными их ровесникам. Финал спектакля впечатляет. Мирная игра в лото, несчастная любовь Нины Заречной и порванная струна жизни Константина Треплева как-то сосуществуют на сцене, но находятся будто бы на разных параллельных проводах и уже никогда не пересекутся.

Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *