Самое удивительное в спектакле «Нового театра» по пьесе Жана-Батиста Мольера «Скупой», что делал литературную обработку комедии и писал монологи Леонид Аркадьевич Якубович. Он же исполнитель главной роли старика-скряги Гарпагона. Уважаемый Леонид Аркадьевич раскрывается в новом образе, следуя по стопам великого Мольера, лично игравшего «Скупого» в первой постановке парижского театра. С его подачи скупец обретает черты философа, интеллектуала, который точно знает ради чего скрупулёзно бережет каждую копеечку. Якубович сделал своего героя не отталкивающим для зрителя, противным старикашкой, а очаровательным, забавным, смешным старичком со странностями, присущими возрасту и образу жизни. Несмотря на то, что Гарпагон нещадно экономит на обеспечении себя лично, своей семьи, прислуги и содержании хозяйства, пытаясь приумножить богатство при каждой возможности, он любит своих детей, желает им счастья и не становится на пути в угоду своих интересов.
Гарпагон занимается ростовщичеством, одалживает деньги под огромные проценты, но, когда узнает, что одним из его клиентов может стать его сын, Клеант, который находится в безвыходном положении, мечтая жениться, обращается через посредника, сам не осознавая к кому, отказывает юноше. Дети старика уже взрослые, мать их умерла несколько лет назад. Они мечтают о любви и браке, желают вырваться из-под опеки отца, который скуп до такой степени, что даже крадет овес из конюшни собственных лошадей. Счастье молодых кажется совсем близко, взаимные чувства нашли их, но проблема в том, что родитель строит свои планы на счет их будущего. Дочь Элизу планирует выдать за престарелого вдовца, а готового взять ее без приданого. Хоть состояние у Гарпагона большое, но он не желает тратить ни одной монеты, тем более передавать в другие руки. Для сына он подобрал похожую партию, только наоборот, с большим приданым, в надежде завладеть и этими средствами. Но это еще не все замыслы скупердяя. Глава семейства решил жениться сам. Он пытается удержать и продлить молодость за счет юной красивой супруги. По стечению роковых обстоятельств, его избранницей стала возлюбленная сына Марианна. Интрига закручивается и набирает обороты.
Периодически действие спектакля прерывается глубокими монологами самоанализа Гарпагона. Жизнь в доме замирает, свет в зале притухает, выделяя лишь героя. Его мысли многозначительны и соответствуют истине, размышления логичны, выводы убедительны. Ему не чужды сомнения, сострадание, сопереживание. Находясь в одиночестве в любимом кабинете, заполненном книгами, где и происходит действие на протяжении всей постановки, он вспоминает цитаты великих мыслителей, ведет внутренний монолог, делает выводы, которым и следует. Сценография заключена в одном пространстве его классической европейской кабинете-библиотеке XVII века. Роскошные, барочные интерьеры радуют зрительский глаз. Современное оформление сцены очень сдержанное, минималистичное, чаще это пустая темная сцена, а весь акцент сделан на световое оформление. Здесь же взгляд отдыхает, есть возможность с удовольствием разглядывать детали. Тоже касается и костюмов, париков, которые представляют собой вольную фантазию костюмера по историческим мотивам. Легкие кружева, тяжёлые дорогие ткани нарядов героев гармонично смотрятся в окружающей богатой обстановке. И посреди всего этого роскошества находится хозяйское кресло. Все, кто имели смелость присаживаться на него, сразу становились маленькими и незначительными, даже Гарпагон казался в нем комичным чудаком, болтающим ножками. Кресло преувеличенно большое, и когда в него садишься, ноги не достают до пола, символизируя несовершенство власти.
Все же в первую очередь «Скупой» — это комедия, со всеми необходимыми составляющими, кокетливыми и преувеличенно эмоциональными барышнями, хитрой выдумщицей сводней, добрым и преданным слугой, исполняющим одновременно обязанности и конюха, и повара, незадачливыми возлюбленными, пафосным спасителем, который в итоге появляется и разом решает все проблемы. Прекрасные актрисы легко и грациозно украшают постановку своим изнеженным, легкомысленным поведением. Особенно хороша и харизматична посредница в сердечных делах Фрозина, которая с легкостью подстраивается под любые обстоятельства и находит логику в самом абсурдном положении. В итоге получилась современная, яркая, оригинальная, искрометная постановка, не лишенная смысла и морали — уникального сочетания удалось достигнуть режиссёру и его профессиональной команде.
Автор Юлия Воропаева, фотографии автора можно увидеть здесь
Добавить комментарий