В холодный, дождливый, воскресный, осенний вечер, когда хотелось завернуться в плед, и взять в руки чашку горячего чая, а не вот это всё, во «Дворце на Яузе» давали спектакль «Скамейка», по пьесе Александра Гельмана, написанной в 1983 году. Синопсис пьесы гласил: «Однажды в городском парке встретились мужчина и женщина и что из этого вышло», а почему бы не поразмышлять об этом, подумала ваша покорная слуга, и отправилась на спектакль. Режиссер Михаил Цитриняк, решил не загромождать сцену декорациями, а действовать почти по Блоку: «Ночь, улица, фонарь…», в нашем случае, это была скамейка под фонарем, в парке небольшого, провинциального городка. На заднем фоне, мелькал отсвет из окон проезжавшего трамвая, пролетали листья, шел снег или дождь.
Он, в исполнении Александра Самойленко, появился на сцене подкатывая к девушкам в парке. Она, на сцене народная артистка России Алена Яковлева, сама подошла к нему и завела разговор, попросила прикурить. Он представился как Николай, а дальше прямо как в классике, он же Юра, он же Алексей, а затем и вообще Федором оказался, молодящийся ловелас, не узнал даму к которой подкатывал ещё в прошлом году. Она, с символичным именем Вера, простая разведенная женщина, которая хочет и мечтает о любви, ей не нужен журавль в небе, она готова ухватить свою синицу и не отпускать её, и она верит, что найдет свое счастье, построит свой дом.
Она готова на все, потому что одиночество для неё, хуже смерти. Сначала она ждёт мужа, который ее бросил и мечтает, как он к ней вернется, потом выстраивает свою жизненную философию, и пытается урвать своё счастье, она хочет быть любима, пусть на час, пусть до утра. Она, плачущая на скамейке, мечтающая, смеющаяся, одинокая, она такая, какая есть.
Он, на первый взгляд бабник и пьянчужка, который жалуется на бывшую по прозвищу «Холера», врун, подлец, униженный супруг, жертва страсти и ревности. У него своя правда, своя боль, ему страшно, он запутался, хочет сбежать и боится. И ждёт, что кто-то протянет ему руку помощи, но сам боится сделать первый шаг.
Каждый зритель решает для себя, есть ли у главных героев счастливое будущее, или нет. Но автору самой символичной в этом спектакле, видится сцена с ключами, когда Она даёт ему надежду, что есть в мире место, есть дом, куда Он всегда может прийти. Может, Он и не придет, а на душе спокойней будет. Уверенность почувствует, когда ключ будет в кармане. Он просто уверенность в себе потерял. А человека без уверенности никто не любит!
Спектакль заставляет задуматься о взаимоотношениях мужчин и женщин, о понимании, трудности в наведении мостов, о том, как тяжело построить отношения имея свой, зачастую болезненный багаж за плечами. Если вам хочется посмяться, взгрустнуть, задуматься, то сходите на «Скамейку»!
Очень порадовал тот факт, что в конце спектакля целая вереница зрителей с букетами потянулась к сцене. Спасибо прекрасным актерам, за то как они вжились в роль, как искренне сопереживали своим персонажам, как заставили зрителя почувствовать и задуматься.
Автор Юлия Выходцевская, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий