11
Июл. 10.

Спектакль «Куклы»: Кукольный мир Театра на Юго-Западе

11Для любого театра юбилей спектакля, который определил его развитие и стал его визитной карточкой, является важным событием. 8 июля 2004 в Театре на Юго-Западе произошла премьера спектакля «Куклы» режиссера Валерия Беляковича по мотивам пьесы Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион», и на протяжении двадцати лет эта постановка живет в репертуаре. Меняются исполнители некоторых ролей, происходят приятные и печальные события в истории театра, но всегда билеты на спектакль проданы, у «Кукол» есть преданные поклонники с многолетним стажем.

8 июля 2024 ознаменовалось сразу двумя важными событиями: двадцатилетний юбилей «Кукол» и выход книги — сборника Театра на Юго-Западе, включающую важные события с 2012 по 2017 год и представляющую собой театральную летопись в фотографиях, заметках, письмах, зрительских отзывов. Этот кропотливый труд проделан с большим уважением и заботой под чутким руководством художественного руководителя Олега Леушина и директора театра Дмитрия Берестова. Книга, безусловно, найдет своих читателей в лице преданных зрителей театра. Выпустить просто художественную книгу без иллюстраций в настоящее время очень сложно финансово, а издать специализированное издание с большим количеством качественного фотографического материала – титанический труд.

В начале 20 века в театральной истории произошло важное изменение, которое определило развитие мирового сценического искусства вплоть до сегодняшнего дня. Это событие – создание режиссерского театра, до возникновения которого главенствующие роли были у драматурга и актеров. Когда профессия «режиссер» стала иметь большее значение, произошла следующая ситуация: артист приобрел зависимую роль. Конечно, это не всегда режиссерская диктатура, степень актерской свободы и участие в процессе создания спектакля зависит от метода работы режиссера. В системе Константина Сергеевича Станиславского артист – одно из звеньев создания постановки, он подчиняется воле режиссера, условно эту модель визуально можно представить в виде треугольника, в вершине которого находится режиссер. Для Всеволода Эмильевича Мейерхольда режиссер и актер расположены на одной прямой, спектакль – это процесс со-творчества.

Пьеса «Сеньор Пигмалион» написана в 1921 году, естественно, драматург Хасинто Грау был в курсе театральных течений, поэтому одна из тем пьесы – взаимоотношения режиссера и актеров, что может позволить себе творец и на что он может пойти, чтобы создать идеальный спектакль, как себя ощущают актеры и есть ли у них грань, за которую режиссер не может переступить в процессе работы с ними. В постановке Валерия Беляковича эти проблемы обостряются тем, что куклы труппы Пигмалиона очень похожи на настоящих людей и совсем не напоминают описание из пьесы Хасинто Грау: «Неземные создания неземной жизни! Лица их светлы, движения легки, голоса чисты и прозрачны». Куклы Театра на Юго-Западе скорее напоминают созданий из страшных сказок: бело-черный грим на лицах, ломаная пластика, у них срывающиеся на фальцет или, наоборот, говорящие басом голоса, их одежда не похожа на ту, которую мы представляем, когда думаем о куклах, они скорее напоминают костюмы артистов кабаре своим откровенным видом, показывая все физические достоинства обоих полов. Эти существа высокомерные, бесстыдные, тщеславные, в отличие от людей  -артистов пойдут на всё ради достижения своей цели. Одним словом, достойные ученики Пигмалиона.

77

У английского актера и режиссера Гордона Крэга есть концепция актерского существования — «сверхмарионетка». Её суть заключается в том, что физические движения актера должны быть доведены до автоматизма, в психологическом плане артист должен находиться в состоянии транса, эмоционально не подключаясь к происходящему, что исключает внезапные эмоциональные реакции. Куклы Пигмалиона существуют в этой концепции, но в какой-то момент эмоциональная составляющая неожиданно проявляется, и они убегают от своего создателя. Почему идеальные передатчики творческой концепции режиссера убегают? Возможно, у них появляется присущая людям гордыня, которая внутренним демоном говорит, что без них Пигмалион никто. Но в итоге окажется, что утверждение «театр – это коллективный процесс» верное: когда умирает Пигмалион, куклы тоже не погибают, так как не могут существовать без него.

Можно рассматривать персонажей кукол спектакля как созданные руками человека механические неживые создания, но если подумать более метафорично и ассоциативно, то постановка «Куклы» –это история незавидной, подневольной, внешне блестящей судьбы реальных артистов, а, возможно, и не только служителей театра, а всех нас, кто пришел в театр. Сценография спектакля лаконична и представляет собой зеркальные прямоугольные ящики, которые в процессе сценического действия перемещаются, соединяются, служат домами и витринами для кукол, периодически их ставят таким образом, что мы, зрители, отражаемся в них, от чего возникает ощущение, что это зрители куклы, и в каком положении мы сами находимся. «Куклы» — это спектакль, который задает философские вопросы, не дает прямых ответов, и такие размышления лечат сердца и не дают превратиться в бездушных созданий.

Автор Ксения Вязьмикина, фотографии Ирины Максимовой можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Искусство, Музыкальный спектакль, Новости, Развлечения, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *