Фев. 04.

Спектакль «Голиаф»: камень в руке судьбы

  • «…И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина». Даже если повторить эту фразу из Ветхого Завета миллион раз, результат будет все тот же: израильтянин Давид убьет филистимлянина Голиафа из Гефа. И ничего с этим не поделать… 1 февраля в театре «Шалом» состоялась премьера спектакля «Голиаф». Его идея родилась из эскиза Театральной лаборатории полного цикла по текстам Танаха, поддержанной Президентским фондом культурных инициатив. Спектакль задуман как «небиблейская история» одного из участников этой легендарной битвы. Его режиссер Саша Золотовицкий предлагает нам пофантазировать о том, каким же он был, этот Голиаф из Гефа, великан ростом «шести локтей и пяди».

Про рост известно доподлинно. Удивленный Голиаф измерен прямо на сцене для более точного изготовления доспехов. А вот про характер великана одни сплошные новости: Голиаф разводит рыбок в аквариуме, не выпускает из рук зеленый росток в прозрачной бутылке и круглую гальку (зачем? — «просто»), собирает пирамидки из камней, пишет дневник, носит пушистый растянутый кардиган на одной пуговице и вполне уютно чувствует себя за бумажной работой в штабе, на которую готов с радостью обменять любой дозор. И уж совсем никак не хочет он кого-нибудь убить. Приходится провести с ним огромную предварительную работу, чтобы хоть как-то научить его устрашающим голосом кричать в сторону противника: «Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам». Изначально этот текст, прочитанный по бумажке, даже вызывает у него легкий обморок. Убедить Голиафа, который и мухи не обидит, решиться на такое, получается далеко не сразу. Но выбора у него вообще-то нет. За него уже все решил вполне бравый, но немного сумбурный капитан (Сергей Шадрин), у которого есть (где-то в кармане завалялся) грандиозный план, как без потерь одолеть полчища израильтян. План, конечно, сомнительный, но царь дал добро, надо выполнять. Для этого к Голиафу даже приставлен щитоносец.

 Мальчишка девяти лет отроду гораздо воинственнее Голиафа, по крайней мере хочет таким казаться. Все многочисленные гримасы, которые смешно искажают милое личико Александры Ахметзяновой, должны по идее способствовать поднятию боевого духа великана-пацифиста. Но на самом деле мальчишка и сам боится до смерти, и вместе с Голиафом ужасно радуется, когда в течение сорока дней и ночей ежедневного вызова на бой, кроме странного старика, бормочущего что-то неразборчивое на непонятном языке (Федор Бычков), к ним так никто и не выходит. Они уже вполне готовы завершить свою миссию и отправиться домой. И вот тут то появляется Давид со своей судьбоносной пращей…

 У спектакля есть одно прекрасное качество — он неожиданный. На самом деле прекрасного в нем много. Есть лаконичность сценического пространства, в котором великолепно работают свет и тень; есть костюмы героев, художественно замызганные с помощью таланта Маруси Павловой; есть очаровательные моменты звенящей тишины или приятной лирической музыки, когда Голиаф наслаждается питьем водички из аквариума или видит во сне перед битвой медленно проходящего по сцене белого медведя (куклу огромного размера и невероятной красоты); есть чудесный текст Льва Рубинштейна «Я здесь», который звучит для главного героя далеким эхом, словно из сна; есть громовые раскаты и эффектно разлетающийся по сцене ворох бумаг; есть смех и грусть, и есть, в конце концов, великолепные актерские работы.

Прежде всего, конечно, работа Ивана Орлова. В его Голиафе столько бесконечной доброты, покорности судьбе, страданий «маленького человека огромного роста», который стал заложником чьих-то чужих интересов, что этот «большой и добрый великан» вызывает море чисто человеческого сочувствия. А Давид (Константин Фридовский) совсем ничего общего не имеет с той суровой статуей, что взирает на посетителей Флорентийской академии и Пушкинского музея. Парнишка ровно в такой же ситуации, что и Голиаф, его тоже заставили выйти на бой с ответной речью: «Ты  идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских».

Винить его вроде бы не за что, он такая же жертва безжалостной судьбы, как и Голиаф, только более удачливая.

И сыновья сыновей Давида станут потомками тех, кто приведет израильский народ к появлению многочисленных пророков и Спасителя. От судьбы, как говорится, не уйдешь. В последнюю, очень, очень длинную секунду жизни, пока летит из пращи камень, весь этот исторический экскурс в будущее проносится в мыслях Голиафа и вызывает самые настоящие слезы в глазах актера. И в зрительских тоже. Такая искренность дорогого стоит.

История не имеет сослагательного наклонения, но, возможно, поговорив на тему «а что если», мы сможем задуматься о том, какие мы и посмотреть на привычное с другой стороны. «Небиблейская история» Голиафа, это просто история о Человеке, о каждом из нас и нашей крохотной, но важной роли в судьбе мироздания. А повлиять на него может даже круглая галька или камень, метко брошенный чьей-то рукой.

Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть  здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *