Что получится, если соединить в одном спектакле фабулу сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», одноименный дискоспектакль Владимира Высоцкого, приемы визуального театра и креатив команды Театра на Таганке? Получится — сюрреалистический спектакль «Беги, Алиса, беги» Максима Диденко, который переносит зрителей в Страну Чудес. Но эта Страна не сказочная в привычном смысле, знакомом зрителям по сказке Кэрролла.
Да, герои те же, но они как будто показаны через кривое зеркало, которое наделяет их пороками современного мира. Королева не имеет никакой власти и является лишь красивой картинкой для истинного правителя Страны чудес. Чеширский кот потерял свою знаменитую загадочную улыбку и не улыбается вовсе, аргументируя это тем, что какой дурак будет улыбаться в такой действительности. И даже внешне он не мягкий, как канонически представляется Чеширский кот, а лишь одна огромная грустная кошачья голова на угловатом и худом теле. Белый кролик и Мартовский заяц — ростовые куклы, которые будто материализовались из кошмарного сна. Канонично Шляпник самый безумный из всех героев Страны чудес, но неожиданно он выглядит и ведет себя нормальнее всех. Какой-то странный мир получается, не очень привлекательный для жизни. Но и мир, откуда пришла Алиса, ничем не лучше. Каждая попытка героини вернуться туда заканчивается тем, что ей дают по морде (точная цитата из спектакля). Не слишком привлекательно, не правда ли?
Тема дуальности и отражений находит своё продолжение и в приеме «театр в театре», который буквально воплощается на сцене. На авансцене периодически в качестве сценографического решения используется красивый красный театральный занавес. Когда Алиса пытается убежать из Страны Чудес, её жители наблюдают за этим, сидя в зрительских креслах. Да и родители-тучи Алисы наставляют её стать нотариусом, а не мечтать о сцене. И не стоит забывать, что спектакль «Беги, Алиса, беги» еще выступает небанальным поздравлением с днем рождения и является отданием уважения Владимиру Семеновичу Высоцкому, в юбилейный год которого вышла постановка. Высоцкий появляется в спектакле метафорично, показывая Алисе, что с темной стороной необходимо подружиться и устанавливая связь поколений Театра на Таганке.
Спектакль Театра на Таганке смело можно отнести к жанру эксперимента, он сочетает и хореографию, и музыкальные номера на стыке мюзикла и авангардной оперы, и визуальный театр, который в своем арсенале имеет разные средства для погружения зрителей в мир фантазии, иллюзии, сна. Потому вполне логично, что в этой постановке будет четыре Алисы, три из которых одеты в совершенно идентичные наряды, у них одинаковые прически, но их возрасты разные: девочка-подросток, молодая и зрелая женщины. Четвертая Алиса — одета также, но наряд её черен и даже лицо вымазано черной краской. Это теневая сторона героини, то, чего Алиса боится в себе. И с появлением целого ансамбля Алис создатели спектакля дают зрителям полную свободу восприятия и трактовок идей, заложенных в постановке.
Один из вариантов — потеря целостности героиней, которая не может принять все свои, даже нелицеприятные, стороны. Другой вариант трактовки — Алиса не может повзрослеть эмоционально, поэтому даже женщины одеты в детский наряд. Вообще эти Алисы вносят сумятицу и неразбериху: меняются местами в мизансценах, то появляются вместе, а потом исчезают, самая взрослая ипостась героини говорит с детскими интонациями, а девочка-подросток, наоборот, как взрослый человек, Алиса в расцвете лет откровенно флиртует с Чеширским котом. Канонично оказывается, что никто Алису не запирал в тюрьме, никто не хотел отнять у нее свободу. Она сама является собственным палачом, надзирателем, Червонной (или Червивой, как больше нравится) королевой. Примирение героини со всеми своими частями очень визуально выразительно выражено: в конце все Алисы обнимаются.
Изломанность мира Страны Чудес подчеркивается сценографией Марии Трегубовой. Эта художница любит коллажный стиль в оформлении сцены, который стал узнаваемым для неё. На сцене появляются и коллажная Алиса, которая тоже разделена от отдельные части, и огромные бумажные цветы, как будто вырезанные из газет, и огромные разномастные чашки, перемещающиеся на сцене и напоминающие аттракцион в парке, и громадные кукольные ноги и руки, появляющиеся на сцене и из-под колосников!
Спектакль называется «Беги, Алиса, беги», но он наглядно показывает, что от всех своих проявлений не убежишь, и рано или поздно тщательно спрятанная теневая сторона найдет пути выхода.
Автор Ксения Вязьмикина
Фото: Театр на Таганке
Добавить комментарий