Сегодня на сцене Московского художественного театра имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля по одноименной пьесе Николая Эрдмана. Мне кажется, сейчас вновь проснулся интерес к творчеству Николая Робертовича и его пьесы все чаще и чаще появляются на театральных подмостках.
Постановка отдана в руки питерским коллегам. Режиссером спектакля стал Николай Рощин, который до 2023 года был главным режиссером Александринского театра, а главную роль играет Иван Волков, который с 2020 года состоит в труппе того же театра. Интересный момент: композитором спектакля выступает также Иван Волков.
Непростая судьба получилась у пьесы «Самоубийца». Первоначально пьеса была написана для Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, но режиссеру не удалось добиться разрешения на постановку пьесы. А вот К.С. Станиславский получил разрешение на постановку пьесы, для этого пришлось написать письмо самому Сталину. Но, к сожалению, всё-таки пьесу потом запретили. «…Я не очень высокого мнения о пьесе «Самоубийца». Ближайшие мои товарищи считают, что она пустовата и вредна…,» — писал Сталин Станиславскому. Удивительно, но даже в позднесоветское время попытки поставить пьесу тоже не проходили гладко. В 1982 году В. Плучек ставит пьесу в Театре Сатиры, но почти сразу после премьеры спектакль был выдворен со сцены. Не зря не покидает ощущение внешнего контроля режиссера Николая Чашина: «Я сейчас в материале настолько, что мне кажется, что придет Госприемка, комиссия, посмотрит на все это и решит. Как тогда было».
Пьеса была написана в 1928 году. Конечно, она была остро социальной и много внимания в ней уделялось политической обстановке. «Время сложнее сейчас, чем тогда. Поэтому социально — политическую часть решили не играть. А больше сосредоточиться на какой-то эстетической составляющей невероятной фантастической истории, которая происходила в 20х годах прошлого века. Фантастика, абсурд… …Сейчас, когда такое четкое время… …по крайней мере, мне не хочется тоже это подчёркивать, наоборот как-то пытаешься от этого отстраниться и посмотреть на сегодняшний день немного со стороны другого времени…,» — считает Николай Рощин.
Хочется добавить про декорации. Они довольно просты и, я бы сказала, прямолинейны. Деревянные конструкции, напоминающие гроб, крематорий или мавзолей. О том, что вдохновило на создание подобных конструкций, рассказывает режиссер спектакля: «Меня в декорациях привлекла такая идея: я был под впечатлением, когда изучил, как был создан первый мавзолей Ленина. Рундучная деревянная фактура, как колотили это быстро. Мне кажется, это отображает внутреннее состояние того времени, то настроение и вообще ощущение пустоты».
А вот, что думает о пьесе «Самоубийца» Александр Семчев, играющий роль Аристарха Доминиковича Гранд-Скубика: «Мне показалось, что это некоторая поэзия, если хотите. Текст мне показался действительно поэтическим и сама пьеса, на мой взгляд, это некая поэзия».
Иван Волков, играющий главную роль Подсекальникова Семёна Семёновича, рассказывает о своем видении пьесы Эрдмана: «Если говорить про актерскую стезю, то это очень сложный материал. Я, честно говоря, первый раз с таким сталкивался. Очень напоминает Маяковского в том смысле, что сам текст очень сложный в работе. Очень, так сказать, вычурный, гротесковый с одной стороны и здесь есть опасность большая анонсировать этот материал как комедию. Я считаю, что это большая ошибка. Т е. это комедия, но не комедия… …Нахождение этой тонкой грани, пройти между-между, пройти между этими струями — очень сложная задача…».
Премьера состоялась! И мы убедились, что все поставленные задачи выполнены, что удалось соблюсти баланс и «пройти между струями».
Автор Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий