99
Окт. 09.

«Севастопольский вальс», или в любви и в бою

99Оперетта – это «маленькая опера», легкий жанр. И в конце XIX – начале XX вв. зритель, пришедший в театр, твердо знал: его ждет приятная музыка, танцы, красотки и – хороший конец. Что может быть лучше, если хочется отдохнуть? Советские композиторы и либреттисты  сломали эту традицию. При полном сохранении формы (даже три традиционные влюбленные пары в спектаклях обычно присутствовали) они создали оперетты, которые не просто развлекали людей, но говорили о злободневных вещах. «Свадьба в Малиновке» напоминала о событиях гражданской войны, «Вольный ветер» рассказывал о классовой борьбе, «Москва, Черемушки» повествовала о насущных проблемах: коммуналках и бюрократах. 

Оперетта К. Листова «Севастопольский вальс» появилась в 1961 году. В декабре 2022 года Е. Дружинин поставил ее в Московском детском музыкально-драматическом театре «Поколение». Либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова чуть-чуть сократили, ориентируясь в первую очередь на целевую аудиторию театра, подростков от двенадцати лет. Но спектакль это ничуть не испортило. История, которой исполнилось добрых шесть десятков лет, по-прежнему трогает зрителей.

Первый акт спектакля посвящен событиям Великой Отечественной войны. Моряки, защищающие Инкерманские высоты, готовы биться с врагом. Отряд возглавляет Дмитрий Аверин, под его началом сражаются люди разных национальностей (кстати, это один из примеров правильной агитации). После антракта зрители снова встречаются с этими героями, но уже через несколько лет после войны. Грозная музыка, звавшая на бой, сменилась  нежным вальсом. Звучит песня Листова и Рублёва, ставшая лейтмотивом оперетты и неофициальным гимном Крыма.  

  • Севастопольский вальс
  • Помнят все моряки.
  • Разве можно забыть мне вас,
  • Золотые деньки!

Кружатся  в танце пары, развеваются юбки у девушек и ленточки у матросов. Приморский бульвар, музыка, танцы, моряки, море и солнце! Кажется, что у этих людей нет никаких проблем, кроме любовных переживаний. Но это не так, во втором акте нам задается вопрос: «Можно ли простить предательство супруга?», в нем красной нитью проходит тема судьбы женщин, принимавших участие в войне, недаром так трогает нас песня Любаши.

  • Девушки-бойцы, что с вами сталось?
  • Так ли и у вас, как у меня,
  • В памяти нетронутым осталось
  • Море непогасшего огня?

В «Севастопольском вальсе» есть классическое для оперетты деление героев на лирических и комических. К первым можно отнести Дмитрия Аверина, сурового и храброго моряка, которого сыграл А. Мухаметдинов, его жену Нину (З. Громоздина) и трогательную Любашу, влюбленную в Аверина (И. Лесных). Но, пожалуй, чуть ярче в спектакле театра «Поколение» были персонажи комические, в первую очередь великолепнейшая тетя Дина  в исполнении з.а. России Анны Альт. Обычно Династию изображают полной немолодой тетушкой, здесь же это бойкая цветущая красавица, которая за словом в карман не лезет. Интересный образ был создан С. Рязановым, его герой, Геннадий Бессмертный, показан в развитии, он проходит путь от бесшабашного балабола, который сам не знает, куда его тянет, в море или в степь,  до старшего лейтенанта, то есть, человека, закончившего военное училище и занимающего ответственный пост на флоте. Очаровательна юная Зиночка (Ж. Андреева), разрывающаяся между учебой и любовью к Бессмертному. 

88

 Создатели спектакля (в первую очередь это художник-постановщик  В. Никольская и художник по костюмам  Я. Рафикова) с выдумкой подошли к работе, создав хорошо продуманные декорации и костюмы. Основные зрители этого театра – дети, они плохо воспринимают голую сцену и театральные условности. 

Поэтому в первом акте на сцене были и палатки, и носилки для раненых, а актеры были одеты в форму красноармейцев, причем помятую и испачканную, ведь эти люди уже несколько дней ведут бой. И только Нина, жена Аверина, приходящая к нему в воспоминаниях, была в платье и туфельках. Очень интересный наряд был в этом эпизоде у Геннадия Бессмертного: галифе и кубанка сочетались (точнее, не сочетались) с тельняшкой и форменкой, ибо этот персонаж никак не мог решить, кто же он: «донской моряк» или «морской казак». Ну а колоритная тетя Дина лихо «миксовала» солдатские штаны и сапоги с блузкой и платком, что подчеркивало ее двойственное положение гражданского лица, помогающего военным.

Во втором акте сцена как будто увеличилась в размерах вдвое. Просторная набережная с белыми колонами и якорями была залита светом и открыта всем ветрам. Наступил мир, люди вернулись к обычной жизни, они учатся, влюбляются, растят детей, поэтому их одежды светлых тонов: белые и, голубые. Можно отметить большое внимание В. Никольской и Я. Рафиковой к деталям: Любаша  держит в руках не просто книгу, а учебник по анатомии,  Федор Кузьмич читает газету «Правда». А еще в антракте в зале звучат крики чаек, что создает особое настроение.

 Московский детский музыкально-драматический театр «Поколение», поставивший «Севастопольский вальс», не просто обратился к классике, чтобы просветить и воспитать молодежь, но показал, как могут быть близки герои прошлых лет нам, современникам. Недаром после спектакля зрители (и в первую очередь подростки) с энтузиазмом фотографировались рядом с персонажами оперетты.

Автор Екатерина Урзова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Комедия, Музыкально-поэтический спектакль, Музыкальный спектакль, Новости, Опера и оперетта, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *