В МХТ имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Русалка» по одноименной драме А.С. Пушкина. Он начал это произведение в 1829 году, но не успел закончить. После его смерти предпринимались неоднократные попытки завершить его. Эскиз спектакля был создан в апреле 2024 года в рамках Седьмой лаборатории «АРТХАБ», посвящённой 225-летию А. С. Пушкина, и стал её победителем.
- Режиссер Максим Меламедов взялся… нет, не дописать драму, а попытаться поразмышлять, пофантазировать, что произошло в финале этой истории. «Нам было интересно проникнуть в ситуацию: что же за Русалка, как она будет вести себя, если она ушла на дно… А что, если Русалка придет с морского дна и посмотрит, как живут люди уже без нее: отец, другая семья, что с Князем происходит? И, может быть, она, думая о мести, посмотрит с другой стороны, со стороны души, со стороны человека, которого уже нет на земле», – рассказал режиссёр спектакля. А ведь и правда: первая мысль, которая приходит при погружении в эту историю: всех убить, погубить, отомстить за поруганную девичью честь и разбитые мечты. По мысли Максима, в его спектакле нет финала или какого-то моралите, а скорее мысль, что в современном мире не хватает жалости, эмпатии к человеку: «Мы все сидим у этого берега и ждём свое счастье», забрасываем удочку и терпеливо ждем… Именно пером, пером Ангела, с которым ходит Русалка всю вторую половину спектакля, она жалеет всех участников этой истории. Интересно, что Олег Гаас, исполняющий роль Князя, считает перо намеком на автора драмы, Александра Сергеевича. И вообще, Князь здесь – сам Пушкин, у которого была подобная интрижка, закончившаяся беременностью дамы. А может быть, Пушкин поэтому и не дописал свое произведение, что оно было про него?
Хочу высказать своё мнение о том, каким мне увиделся финал этого спектакля, ибо не могу согласиться с некоторыми мыслями, прозвучавшими на пресс-подходе. Говорили о том, что Русалка сама виновата: растворилась вся в своей любви (очень современно: забеременела вне брака — сама виновата). Говорили о саморазвитии девушки как личности (не очень понимаю, что это могло бы быть в пушкинские времена). В этой истории нет счастливых людей, каждый наказал себя сам. Отец — оттого, что считал богатство залогом счастья, и, может быть, ему стоило предупредить дочь, чтобы не влюблялась в мужчину выше её по статусу. Князь — оттого, что любит он Русалку, скучает по ней, но его статус велит ему искать себе ровню, и, вроде, кажется, нравится ему Княгиня, но привязан он душою к прекрасной Русалке. Олег Гаас оправдывает своего героя (ну, это во все времена), называя его «несчастным негодяем». А как иначе? Если не полюбить свою роль, то как её можно играть на сцене? Княгиню — оттого, что Бог не даёт ей ребёнка, хотя она в этой истории — невинно пострадавший человек и зла никому не делала. Русалка — оттого, что жизнь кончена, а на земле остался безутешный отец, и ничто не может залечить его раны.
Максим Меламедов решил внести в спектакль небольшую частичку своей малой родины, посёлка Гайны Пермского края, и перенёс действие драмы с берега Днепра у Пушкина на берег Камы. Думаю, именно поэтому в этом спектакле очень сильна фольклорная составляющая и в музыке, и в одежде героев. Кокошники, телогрейки—фуфайки, широкие юбки, платки, кружевное белое платье — всему есть место в этом спектакле. Напевность и многоголосие — наверное, так бы я охарактеризовала музыку спектакля. Это и современные барды, и народные песни деревенских бабушек.
Образ милой Русалки воплотила прекрасная и юная Маргарита Якимова. Её длинные «русалочьи» волосы невероятно украшают образ этой героини. Отец в начале спектакля заплетает их в косу, считая, что устроил судьбу своей дочери самым лучшим образом. Открытая и наивная девочка, которая, может, и жизни—то не знает, вся отдалась своему первому яркому чувству, а потом получила такой удар… Её отец в исполнении Валерия Трошина невероятно нежен со своей дочерью и печётся только о её счастье. «Несчастного негодяя» Князя в исполнении Олега Гааса в конце спектакля безумно жаль, да он и сам оплакивает свою судьбу, понимая, что та, что сгинула, была самой любимой…
Прекрасная и холодная Княгиня в исполнении Полины Романовой заставляет жалеть её с первого появления на сцене. Вроде за хорошего парня замуж выходит и любит его, но не светится она от счастья, а только плохое предчувствует…
Интересный вариант драмы Пушкина. Мне действительно было жалко всех героев этой истории. Думаю, зрители оценят новый спектакль.
Автор Марина Казакова, фотографии автора и Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий