Творчество одного из величайших классиков русской литературы Фёдора Михайловича Достоевского навечно вошло в мировую историю многоликим пластом искусства, в котором на примере разных судеб чутко и тонко отражена глубинная философия человеческих личностей! Роман Достоевского «Преступление и наказание» вот уже на протяжении 150 лет не оставляет равнодушным. Классика — вечна, как и бесконечное множество её интерпретаций.
Неоспоримый факт, что и в 21 веке, герои Достоевского — абсолютно актуальны, глубоки, остры, у каждого в душе оставляют свой отпечаток.
С 17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла начались показы рок-оперы «Преступление и наказание». Этот спектакль Театра Мюзикла по праву называют одной из самых знаковых премьер театрального сезона, которая интригует и притягивает!
Музыка Эдуарда Артемьева, созданная более 35 лет назад, нашла свое воплощение в психологически выверенном и графически точном рисунке постановщика спектакля Андрея Кончаловского. Творческий тандем Артемьев — Кончаловский и автор либретто, легендарный поэт Юрий Ряшенцев не раз пытались осуществить эту постановку в разных театрах мира, их идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Авторы проекта предложили Театру мюзикла не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно неординарное произведение, ставшее итогом многолетнего творческого поиска.
Мы посетили рок-оперу в один из премьерных показов и составили своё мнение об этой грандиозной постановке.
Спектакль философский и эксцентричный. Время растворяется в придуманном сценическом пространстве. Создателям рок-оперы удалось стереть временные и пространственный границы между столетиями и обнажить проблемы Человеческой личности, моральное падение общества, обесценивание нравственных ценностей и отношений, расчётливость и меркантильность, ложь и лицемерие, ханжество и пошлость, и конечно, всепобеждающую Любовь и спасительную Веру!
От исторической Руси с повозками, лошадьми и телегами до современных интерьеров большого города, баров, площадей, убогой торговли, беспросветности маргинальных элементов и уличных разборок. Звук вагонов метро, как сердцебиение, резонирующий в самое сердце….
Декорации созданы по эскизам сценографа Мэтта Дилли, активно сотрудничающего со многими театрами мира, костюмы воплощены по эскизам театрального художника Тамары Эшбы.
В спектакле «Преступление и наказание» используются новейшие инновационные технологии и достижения: как например, 6D-видеомэппинг, проецирующий изображения на любой движущийся предмет.
Ритм рок-оперы быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обострённом внимании, дабы даже на долю секунды не потерять нить развития событий.
На сцене такие мэтры театрального искусства, как Ефим Шифрин и Александр Маракулин, соседствуют с молодыми актёрами, которые самоотверженно вживаются в образы и великолепно воплощают режиссёрские задачи. В работе над этим удивительно сложным и пронзительным проектом задействованы четыре состава актёров, отобранных в результате многоэтапного всероссийского кастинга. Сонечка — Мария Биорк, Галина Безрук, Екатерина Новосёлова; Раскольников — Станислав Беляев, Денис Котельников, Александр Казьмин, Александр Бобров; Свидригайлов — Евгений Вальц, Александр Маракулин; Порфирий Петрович — Ефим Шифрин и Владимир Ябчаник. Всего в рок-опере участвует более 60 артистов. Все актёры играют с душой, эмоционально и трепетно проживают на сцене разные ситуации и тонко передают драму сюжета.
Во всех героях, безусловно, с первых мгновений спектакля узнаёшь персонажей Достоевского, но они — в трактовке постановки, абсолютно реальны в условиях сегодняшней действительности.
Раскольников — молодой парень-максималист, верящий в Правду, стремящийся к справедливости, угнетённый и разочарованный несправедливостью. Одна из его главных арий содержит строки:
«Сто законов, а много ли прока?
Власть торжествует, открыто трубя.
Или сам ты бьёшь жестоко,
Или безжалостно бьют тебя…»
Кроме того, на состояние Раскольникова накладывают отпечаток детские психологические травмы, постоянно всплывающие в снах. Случайная встреча с Соней Мармеладовой и те чувства, которые он начинает испытывать к этой юной девушке, ожесточившейся и запутавшейся в сложных лабиринтах судьбы, ещё больше наталкивают Раскольникова на мысль — «Переступить черту», ведь Родион убеждён, что «зло надо безжалостно уничтожать».
Символично, что в комнате Раскольникова висят плакаты Ленина, он читает учения Маркса и Че Гевары. А при появлении старухи-процентщицы звучит хит лихих 90-ых «Два кусочека колбаски…», что очень символично, так как эти интерьеры драматично и мощно передают падение ценностей и полное разочарование. Ведь революция в первую очередь, назревает в умах и душах, неспособных найти баланс и гармонию с действительностью, в конечном итоге, радикальные потрясения — путь в никуда, насилие, кровь, грязь, боль приводят не к прогрессу, а регрессу общества.
В противовес суровой реальности сюжета появляется во время спектакля видеоряд церковных куполов, герои говорят о Библии и святом писании.
Два рефрена, периодически возникающих в действии: уличный музыкант в форме афганца, который под гармошку рассказывает свежие городские новости, и шарманщик, в котором, возможно, читается сам Достоевский, а может быть, просто Личность, с которой ассоциируется Совесть.
Финал постановки как всему обществу, так и отдельно взятым личностям даёт надежду на исцеление!
Конечно, невозможно вместить в хронометраж спектакля всех героев романа Достоевского, ведь каждый из них прописан с детальностью и ювелирной тонкостью. Но абсолютно точно — можно воплотить в магическом сценическом пространстве центральных персонажей «Преступления и наказания», таких узнаваемых и понятных, абстрагированных от какой-либо эпохи и столетия, но раскрытых на разрыв аорты. И всем, кто работал над постановкой это удалось!
Создатели «Преступления и наказания» подарили публике восхитительную динамичную рок-оперу, насыщенную глубоким содержанием, завораживающей музыкой, виртуозными стихами, и колоритными персонажами, ведь каждому времени — свой Раскольников, Соня Мармеладова, Порфирий и Свидригайлов… И какую бы политику ни проводила государственная власть, какие бы нормы, идеи и ценности ни пропагандировало общество, единственно верный путь к гармонии — это Вера, Надежда и Любовь!!!
Автор: Юлия Бурулёва, фото Виктории Поплавской
Добавить комментарий