Июн. 01.

«Прощай, конферансье!» или как жить в тяжелые времена

  • …Так куда ж вы уходите? Может, прямо на небо?
    И откудато сверху прощаете
    нас…
    (Олег Газманов)
  •  
  • 28 мая на сцене Театра Эстрады зрителям была представлена премьера трагикомедии «Прощай, конферансье!». Постановка создана совместно с Театром Антона Чехова по пьесе Григория Горина и посвящается артистам концертных бригад Великой Отечественной войны. Тема войны непростая, но режиссеру Михаилу Цитриняку, несмотря ни на что, удалось создать светлый спектакль, дающий надежду на другие времена, когда закончится война.

Занавес еще закрыт, но перед ним стоит микрофон, и выходит, как всегда, тот, без кого не обходится ни один концерт, – конферансье (Андрей Ильин). И, может, первый раз в жизни, а может быть, и в тысячный, но это не важно: он рассказывает историю своей семьи и своего призвания – почему он Николай Буркин – конферансье. Ему несказанно повезло: он занимается тем же, чем его прадед, дед и отец, и это дело ему по душе. Правда, жена не очень довольна профессией своего мужа и сожалеет, что он не стал великим актером, а до самой старости продолжает объявлять номера и заполнять паузы между ними.

Затем занавес открывается, и наш конферансье выходит из концертного зала в обычную жизнь. Но сильно ли он меняется? Нет, он остается все тем же открытым, добродушным человеком, искренне считающим, что нельзя жить с «постной физиономией», обязательно нужно уметь шутить и смеяться. И жизнь предоставляет ему шанс научить этому искусству девочку Веру, 17 лет (Екатерина Дубакина), встреченную им по дороге из одного зала в другой. Оказалось, что есть люди, которые за свою жизнь ни разу не улыбнулись и совсем не понимают шуток. Отзывчивый и неравнодушный Николай Буркини не мог пройти мимо и оставить все как есть. Он хочет помочь девочке – научить ее смеяться и заодно просит помочь ему выручить друга – Владимира Лютикова (Илья Носков) из беды. Конечно, Николай виртуозно разруливает эту житейскую ситуацию, не зря он – «потомственный» конферансье Буркини.

Такой друг – на вес золота: чуткий, внимательный, всегда знающий, что сказать и как поддержать, мастер слова и быстро принимающий решения. Андрей Ильин показал именно такого персонажа. Ему хочется внимать, он умеет заряжать своей созидательной, позитивной энергией всех окружающих. Илья Носков играет хорошего автора, сочиняющего юмористические сценки и тексты, для которого нужна спокойная обстановка и определенный настрой, и совершенно не владеющего искусством коммуникации, этакого немного неказистого, но совершенно честного человека. Екатерина Дубакина показала зрителям, с одной стороны, самостоятельную юную девушку, которая может постоять за себя своими кулаками, прошедшую через многие жизненные испытания, но, с другой стороны, доверчивую, отзывчивую, открытую, с желанием жить, учиться новому и умеющую быть благодарной.

А дальше была война. Самый первый её день застал героев на концерте в Минске, и Николаю пришлось объявлять «самый длинный антракт в жизни»своей и жителей нашей большой страны. Но он всех просил обязательно вернуться в театр, когда закончится этот неожиданный, такой бесконечно долгий антракт и придут другие времена. На самом деле ни артисты, ни конферансье не собирались отсиживаться в тылу: при первой возможности они выехали на передовую для того, чтобы давать концерты и укреплять дух бойцов в окопах и госпиталях. Артисты не могли предположить, что и их ждёт подвиг и самое трудное решение в жизни: умереть ради спасения других. Попав в плен к фашистам и вынужденный их развлекать, Николай Буркини первый и единственный раз шутил не ради улыбки на лицах зрителей, а ради того, чтобы задержать всех в зале до назначенного времени, когда рванёт заложенная бомба. И это мог сделать только он: ни фокусник, ни автор фельетонов Лютиков, ни Вера не справились бы с такой сложной задачей. У фокусника дрожали руки, и его невозможно в этом винить: его голубей ради забавы расстреляли немцы во время представления; Лютиков был готов умереть на месте, но не мог придумать ничего смешного и выдавить из себя хоть слово, а молоденькая несовершеннолетняя Вера ещё слишком юна и вовсе не была артисткой. Последняя сцена спектакля самая острая, проникновенная и эффектная. От взрыва невозможно не вздрогнуть, хотя его уже ждал весь зал, а от появившегося на огромном экране голубого неба и несущихся облаков невозможно сдержать вздох.

Он погиб, но остались миллионы, у которых это свободное небо внутри, кого невозможно заставить плясать под чужую дудку. «Душа это неоккупируемая территория!»сказал конферансье немецким захватчикам. И он абсолютно прав.

Спектакль глубокий, но не оставляет чувства тяжести, вполне можно смотреть семьёй вместе с детьми. В нём есть и шутки, и песни, и танцевальные номера, даже немного фокусов. Впечатления останутся надолго, и есть что обсудить после просмотра.

Роли исполняют:

Конферансье Николай Буркини Андрей Ильин.
Писатель Владимир Лютиков Илья Носков / Борис Шувалов.
Сосед Сысоев / клоун Отто Игорь Письменный / Александр Назаров.
Вера Екатерина Дубакина / Виктория Клинкова.
Певица Ольга Любовь Тихомирова / Светлана Галка.
Танцор Иван Изнаур Орцуев / Владимир Долматовский.
Фокусник Александр Юшин / Александр Коврижных.
Артист драмы Поливанов / лейтенант — Максим Кушников / Олег Парменов.
Зинаида, жена Лютикова Наталья Рыжих-Назарова / Ирина Сологалова.
Мария Петровна, жена конферансье Ирина Пулина / Наталья Чернявская.

Режиссёр — Михаил Цитриняк.
Автор — Григорий Горин.
Автор сценической версии Сергей Плотов.
Художник — Янина Куштевская.
Композиторы — Борис Киннер, Александр Прокопович.

Автор Ольга Загородникова, фотографии Людмилы Сафоновой предоставлены организаторами мероприятия, полный альбом фотографий можно посмотреть здесь, фотографии автора с поклонов после спектакля можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *