Юрий Мелисов «Черный маг»
- За преступлением следует наказание. Любой человек это знает. И сколько бы мы ни думали или ни кричали в сердцах кому-то: «Убил бы…», на самом деле это против природы человека, и далеко не каждый может пойти на такое жуткое преступление (конечно, здесь речь не о военном времени, а об обычной жизни). Наказание, как и преступление, может быть разным: человек может сознательно или бессознательно наказывать себя сам, и неизвестно ещё, что тяжелее и страшнее: наказание обществом или самобичевание. Всё это с подробностями отражено в романе Достоевского «Преступление и наказание». Но разговор пойдёт не о самом романе, а о постановке по нему.
Роман и одноимённая рок-опера Андрея Кончаловского, несмотря на название и имена главных героев, всё-таки разные произведения, и каждое из них – шедевр. Ведь не зря роман был переведён не только на самые популярные европейские языки, но и на финский, польский, датский и другие, а рок-опера живёт на сцене уже десятый год и пользуется огромной популярностью у зрителей: зал полон, а на поклоны артисты выходят под бурные аплодисменты и крики: «Браво!». Можно смело сказать, что произведение режиссёра-постановщика Андрея Кончаловского, автора либретто Юрия Ряшенцева и композитора Эдуарда Артемьева вполне самостоятельное: у героев совсем другие характеры, мотивы поступков отличаются от озвученных в романе, а песни и музыка заслуживают отдельного внимания, и можно идти в театр, чтобы только познакомиться с ними. Что многие зрители и делают, признаваясь, что роман им не нравится, а рок-оперу готовы посмотреть ещё не один раз. Тем более что в постановке задействовано несколько составов актёров.
В чём отличия романа и спектакля, каждый желающий разберётся для себя самостоятельно, тем более это занимательная исследовательская работа. Мы же продолжим разговор о рок-опере. Действие в ней перенесено в 90-е годы минувшего столетия, но периодически зрителя отсылают в прошлое: уличный музыкант XIX века, играющий на шарманке, лошадь с телегой и толпа людей, которые кричат, поют, танцуют и при этом походя мучают бедную лошадь, за которую некому заступиться. Всё это происходит в голове главного героя – Родиона Раскольникова. В течение спектакля он видит три сна про лошадь, и обстановка в них каждый раз меняется и накаляется. А шарманщика юноша слышит, когда попадает в неприятные, стрессовые ситуации. Эта шарманка как будто возвращает его к мыслям о заметке «про людей, право имеющих», которую он сам когда-то написал в газете. И лошадь, и шарманка являются отсылками к роману, своеобразными мостиками, соединяющими трудные времена XIX века и 90-е годы нашего времени. А шарманщик—то не так прост, как кажется: мало того, что он напоминает самого Фёдора Достоевского, так ещё именно он в рок-опере даёт в руки Родиону топор – орудие убийства.
В постановке зритель видит Раскольникова уже в депрессивном состоянии, когда всё плохо, вокруг безнадёга, грязь, грубость, пошлость, нищета, и он хочет найти выход, но не может, не видит его, и рядом нет того, кто мог бы помочь. На вопрос, как выжить в этом обществе, у него только один ответ: лучшая защита – это нападение, другими словами: бей сам, иначе ударят тебя. Александр Казьмин прекрасно сыграл главного героя, показал его состояние безысходности, потерянности, душевные муки и страдания. А мучиться Родион начал ещё до совершения преступления: он встретил Соню и покой потерял окончательно, а ещё веру в справедливость и надежду на светлое будущее. Всё в один миг рухнуло для него, и он стал одержим идеей помочь ей и другим, попавшим в зависимость от старухи—процентщицы. Решение в его затуманенный разум пришло одно: убить источник бед.
Соня в рок-опере — не робкая овечка, а девушка с характером, сильная духом, дерзкая. Она понимает, что находится на самом дне, и пытается выжить как может. В подарки судьбы и добрые намерения незнакомого молодого человека она не верит, поэтому защищается даже от него. Соню блестяще играет Ася Будрина. От арий в её исполнении щемит сердце и наворачиваются слёзы.
Следователь Порфирий Петрович предстаёт в начале спектакля в неожиданном виде и месте: он играет в жмурки с молодёжью, пьёт алкоголь и примеряет чужие маски. Как будто он уже начал игру и поиски преступника и, что примечательно, нашёл и узнал в нём Родиона Раскольникова. Порфирий Петрович — не просто тонкий психолог, знаток человеческих душ, здесь он чем-то напоминает джокера с ехидной ухмылкой, который готов сказать: «Ты ещё ничего не совершил, но я знаю, что совершишь, и я буду следить за тобой». Он профессионал в своём деле, и даже промах коллеги, который ворвался в кабинет в момент допроса Раскольникова под ручки с «убийцей» старухи, не сбил его с пути. Тому доказательство — истерический смех Родиона. Он смеётся, но знает, что Порфирий от него просто так не отстанет. И от этого мурашки бегут и становится не по себе, хотя мы—то — зрители и точно не совершали этого преступления. Роль Порфирия ярко исполнил Максим Заусалин.
Свидригайлов в постановке очень точно показывает характер своего прототипа из романа. Он, наверное, единственный, кто остался таким же, без изменений: «развратным и праздным». Он красив и статен, и тем больше вызывает отвращение его поведение, его безудержная страсть «отведать плоти» несовершеннолетней девушки. Свидригайлов признаёт, что у него есть что-то общее с Раскольниковым – безумство во взгляде читается, особенно при исполнении последней арии. Природа только у этого безумства другая. Но это уже не так важно, как то, что Родион после самоубийства Свидригайлова вдруг понимает, что не хочет заканчивать свою жизнь так же, решает последовать совету Сони и пойти с повинной. Константин Иванов очень убедителен в роли Свидригайлова.
Рок-опера смотрится на одном дыхании, незаметно пролетает почти три часа, несмотря на то что произведение не из лёгких и совсем не юмористическое и развлекательное. Накал эмоций держит всё время в напряжении. Сопереживание героям не даёт ни на секунду отвлечься от сцены. И прекрасная концовка, дающая надежду и возрождающая веру в любовь, греет душу.
Состав действующих лиц 11 июня:
Раскольников — Александр Казьмин
Соня — Ася Будрина
Свидригайлов — Константин Иванов
Порфирий — Максим Заусалин
Мать Раскольникова — Анна Гученкова
Мармеладов — Антон Деров
Шарманщик — Андрей Гусев
Старуха-процентщица — Антон Аносов
Уличный музыкант — Александр Казаков
Мужик в красной рубахе — Максим Немков
Дирижёр — Джереми Уолкер
Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь











Добавить комментарий