Окт. 15.

Премьера в Театре Маяковского «Ося. Иосиф. Joseph»: несколько важных слов в защиту Поэта

  • «А самолёты улетают, тают, тают в облаках…» Один из таких самолётов навсегда увёз от нас Поэта. Улетать Поэт не хотел, его вынудили покинуть родной город, родной дом, родных людей.
  •  
  • Только представьте, Иосифу Бродскому в этом году могло бы исполниться всего лишь 85 лет! Вполне мог бы ещё жить, творить, гулять по любимому Ленинграду, ну пусть Санкт-Петербургу… Мог бы, но история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения. Даже микрочастицы белоснежного следа увозящего его самолёта много лет назад разлетелись по вселенной. Мир уже 29 лет живёт без Бродского. Остались его слова.

Премьерный спектакль в Театре Маяковского «Ося. Иосиф. Joseph» явление неюбилейное, скорее влюблённое. Его создатели люди, влюблённые в строчки Бродского и в его личность, такие как Юрий Коренев, сыгравший роль Поэта, или как Олег Сапиро отличный актёр, ставший ещё и отличным режиссёром, как все те, кто в спектакле так талантливо «переобуваются» из защитников Бродского на судебном заседании в его гонителей, из тех, кто обожает и понимает его стихи, в тех, кто совершенно не понимает, но тоже обожает. И я обожаю. Как же близки мне слова Юрия Коренева о том, что строчки Бродского «прилипают». Ко мне они тоже навязчиво стучатся, пока еду в метро или гуляю по парку: «…я любил тебя больше, чем ангелов и самого, и поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих…». Ну как может человек написать ТАК? Готова на 100% согласиться с Натальей Палагушкиной, блистательно исполнившей в спектакле несколько совершенно разноплановых ролей, что Бродский не совсем человек, он несколько больше, чем человек. Может ещё и потому, что рыжий!

Олег Сапиро собрал спектакль, как пазл, где одна частичка идеально подогнана к другой. Длиннющий стол, заваленный всевозможным макулатурным мусором, нечто, объединяющее все кусочки. С одной стороны присаживается под уютной зелёной лампой сам Бродский, с другой пристанище Музыки, которая тоже играет здесь свою важную роль. Стихов в спектакле не так много, и это было сделано намеренно. Между режиссёром и исполнителем главной роли даже возникали споры по этому поводу, но в результате режиссёрская концепция победила. Каким же цельным, очень личным, трепетным и невозможно красивым получилось это высказывание, основанное на большой любви, записи заседания суда над Бродским, сделанной Фридой Вигдоровой, и на восхитительном эссе «Полторы комнаты»!

Юрий Коренев Бродский, из своего дальнего далека ведёт нас по болевым точкам воспоминаний. Каждое оставило неизгладимый след в его душе и на бумаге. Страшное в своей нелепости обвинение в тунеядстве сегодня вызывает недоумение. Как Поэт может доказать, что он Поэт, и что написание стихов его работа? Единственная защита Поэта слово. И Бродский в ответ на вопросы изначально предвзятой судьи с кроваво-красными губами (одна из замечательных работ Натальи Палагушкиной) продолжает упрямо твердить: «Я работал, я писал стихи». Юрий Коренев не пытается копировать манеру Бродского говорить, но его «что» с упором на «ч» не менее важный штрих к портрету, чем замшевый пиджак или вельветовые брюки.

В самый кульминационный момент обвинения из угла материализуется «трёхголовая гидра» авторов мерзкого пасквиля «Окололитературный трутень», ставшего поводом для обвинения Бродского. Начиная с почти сказочных, елейных интонаций, в финале своей речи гидра визжит и брызжет ядом, распаляясь от злости, непомерной зависти к чужому таланту и стремления его уничтожить. Великолепная работа Ивана Выборнова, Максима Наумова и Стаса Кардашева.
Обвинители из серии: «С Бродским я лично не знаком, но осуждаю» выслушиваются судом со всем возможным вниманием, а выступления интеллигентных защитников Поэта грубо прерываются. Мы видим целую галерею блистательных актёрских работ, причём каждый актёр одинаково убедителен как в роли со знаком плюс, так и со знаком минус.

Небольшие, но очень яркие кусочки пазла: из «Пряжки» (психиатрической клиники, где Бродский подвергся «судебной экспертизе») и деревеньки Норинская в Архангельской области, где Поэт провёл в ссылке около 18 месяцев. Обитатели деревни, собравшиеся под приятным бумажным снежком, как раз из тех, кто стихи Бродского не понимает, но зато чувствует, как «чудо-чудное, диво-дивное», непонятное, но талантливое, относясь к Поэту примерно так, как во все времена на Руси относились к блаженным.

 

Самая трогательная часть спектакля сцена с родителями Бродского. Опять же, полное перевоплощение Натальи Палагушкиной в «Масю или Кису» и прекрасная актёрская работа режиссёра спектакля Олега Сапиро роль отца Поэта. Этот кусочек пазла, состоящий из телефонных разговоров через океан, просто невозможно воспринимать без слёз. Накатило, признаюсь. Последний звонок, оставшийся без ответа… Они так и не смогли добраться ни до Америки, ни до далёкой Австралии, «где взойдёт звезда Аделаида», и навсегда остались для любимого сына Оси в своих ленинградских полутора комнатах.

Спектакль пазл, составленный из горечи потерь и далёкой, недостижимой мечты, как та невозможно далёкая, но манящая женщина с загадочными инициалами «М.Б.» (облачённая в винтажную шубу и пушистую шапку Алина Вакаева). Он просто обязан был закончиться именно так, как он и закончился. И пусть это сочтут спойлером, но даже если я десять тысяч раз об этом напишу, мне никакими словами не передать всю красоту этого финала. Это надо видеть! Ведь если на сцене Театра Маяковского стоит вентилятор, он просто обязан сдуть в финале со стола всю мишуру, все лживые обвинения, все беды и горести, оставив только чистую красоту вселенского одиночества Поэта. Он ничего не забыл, всё осталось в словах.

Но забыть одну жизнь — человеку нужна, как минимум,
ещё одна жизнь. И я эту долю прожил.
(Иосиф Бродский)

Премьера спектакля состоялась 11 октября.

Роли исполняли:
Ося, Иосиф, Joseph Юрий Коренев;
МБ, свидетельница Грудинина Алина Вакаева;
Судья, житель Норинской, мать Оси Наталья Палагушкина;
Свидетель Николаев, полковник из ОВИРа, отец Оси Олег Сапиро;
Адвокат, свидетель Ромашова, житель Норинской Анна Лобоцкая;
Сорокин, житель Норинской Кирилл Кусков;
Пациент «Пряжки», один из трёх недругов, свидетель Эткинд, свидетель Логунов, житель Норинской Станислав Кардашев;
Один из трёх недругов, свидетель Смирнов, свидетель Воеводин, житель Норинской Максим Наумов;
Один из трёх недругов, свидетель Адмони, житель Норинской Иван Выборнов.

Музыканты: Максим Разумец и Римма Латышева.
Постановка: Олег Сапиро.

Автор Наталья Романова, фотографии Ольги Загородниковой можно посмотреть здесь, а видео здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *