Театр «Школа драматического искусства» (ШДИ) устроил своей ведущей актрисе, заслуженной артистке РФ Людмиле Дребнёвой роскошный бенефис. Классическая сказка Карло Гоцци о жестокосердной принцессе Турандот, прославившая в свое время Театр Вахтангова, оживает под сводами зала «Манеж», и, кажется, нет места для нее более подходящего. Да и всё эклектичное здание ШДИ целиком, с его огромной винтовой лестницей, переходами, галереями, стало прекрасной декорацией к спектаклю «Турандот», премьера которого состоялась 8 октября.
Создатели спектакля вынесли атмосферу императорского китайского дворца, где происходит действие пьесы Гоцци, за стены зала, украсили фойе бумажными красными шарами и устроили на галереях живописно-графическую экспозицию 11-ти совершенно разных художников на китайскую тему, назвав ее «Фарфоровый павильон». Среди полотен притаились эскизы костюмов и декораций художника-постановщика спектакля Елены Ярочкиной. И о них разговор отдельный.
Спектакль еще не начался, а зрителей уже поджидало кое-что нестандартное. Для тех, кто хоть немного знаком с ШДИ, подобный перфоманс был вполне ожидаем. С балкона фойе к нам обратился канцлер Тарталья (Николай Гонтар) и попросил почтеннейшую публику заслушать его серенаду, по воле режиссера не вошедшую в спектакль. Исполнял он, как ни странно, один из хитов Эмина Still. Ну а почему бы и нет? Потом в спектакле «Турандот» нашлось немало таких неожиданных музыкальных экспромтов. И они стали его несомненным украшением.
Как и образ самой Турандот. Не будем говорить о возрасте, скажем об опыте. Это был прямо-таки убийственный режиссерский ход — дать известной актрисе не просто сыграть роль, но и получить отдельные стендап-номера, чтобы с блестящей самоиронией и юмором рассказать парочку забавных историй, случившихся с коллегами. Особенно повеселила история про корову. Кто увидит, тот поймет. И это не подведение итогов, Людмила Дребнёва в прекрасной форме, тонко чувствует гротеск постановки и остра на язык. Турандот, например, может совершенно спокойно спросить у своих невольниц, не сильно ли моложе выглядит соискатель ее руки, красавец-Калаф, принц Астраханский (Евгений Поляков), или попробовать уступить роль более молодой актрисе (упс, пока не заслужила).
Елена Ярочкина придумала для главной героини целое модное дефиле. Актриса мгновенно меняет шикарный императорский наряд на китайский костюм в мужском стиле, превращается в блондинку, копируя Марлен Дитрих, наводит ужас на любящего отца ведьминским капюшоном, играет цветом париков, примеряя то синий, то рыжий, то красный.
Остальные не отстают. Язык костюмов не сразу поддается расшифровке, особенно это касается придворных, классических персонажей Комедии дель арте, того же Тартальи, или секретаря императора Панталоне (Федор Леонов), начальника евнухов Труффальдино (Иван Петросян) или начальника пажей Бригеллы (Кирилл Тепляков). Его образ у меня вызвал больше всего раздумий, с ним художник решила особенно пошалить, превратив в многоглазое нечто, которому даже описание подобрать трудно. По ходу действия эти персонажи примеряют маски птиц и насекомых, вопрос «зачем?» тут даже не возникает. Просто хулиганят, хотя, подозреваю, чтобы было легче выведать у Калафа его имя и имя его отца. Но это не точно. Короче, на сцене сплошная костюмная фантасмагория, полная забавных деталей, которые так интересно разглядывать.
Сценическое пространство легко трансформируется, и мы видим то город, где Калаф встретил своего бывшего воспитателя Бараха (Семен Боровиков), промышляющего «наперсточным» бизнесом, то тронный зал императорского дворца, то будуар Турандот или покои принца, где он ждет своей участи.
«Смерть или Турандот!» — вот теперь девиз его жизни. Увидев портрет жестокой принцессы, влюбленный без памяти Калаф готов ценой собственной жизни разгадать ее загадки и заполучить ее в жены. Портретик, он, кстати, носит практически весь спектакль на груди, словно икону, да еще и с подсветкой. Вот уж точно, «для меня нет тебя прекрасней».
Ах да, о песнях. Это отдельная тема. Режиссер спектакля Глеб Черепанов, похоже, тоже пострадал от жестокости принцессы. Не успел он выйти и объявить начало спектакля, как его тут же вырубили и дальше он общался со зрителями уже только посредством видеосвязи с экрана из какой-то потайной комнаты, в которую его затащили. При этом он уверял, что происходящее на сцене контролировать уже не может.
И тут актеры, оставшись без чуткого руководства, совсем расшалились. Вокально-инструментальная группа «дель арте» исполнила бессмертный хит Антонова, наложница Адельма (Анна Кузьминская) с шиком перепела «синенькую юбочку, ленточку в косе», переделав Любочку на Людочку в честь юбилярши Людмилы Дребнёвой, а Калаф заставил «Это здорово» Николая Носкова звучать с восточным колоритом.
Эти музыкальные придумки Глеба Черепанова и Кирилла Теплякова, а также вставные репризы, когда актеры отходят от пафоса текста Гоцци и общаются между собой и со зрителями, когда император Китайский Альтоум (Кирилл Федоров), он же Тимур, отец Калафа, отплясывает, забыв про свой важный сан, когда второстепенные персонажи Барах и Зелима (Анна Пик), придумывают себе неожиданный дуэт, Панталоне чудесно заполняет паузы, а в руках у Труффальдино, больше похожего на гвардейца Ватикана, появляется бита с говорящей надписью «Головоломка» (Не с ее ли помощью отправили в нокаут режиссера?) — все эти замечательные и порой совершенно неожиданные моменты делают спектакль живым, ярким, веселым и запоминающимся.
Сказка завершилась благополучно, жестокое сердце принцессы смягчилось перед силой любви Калафа, все довольны, кроме, пожалуй, оставшейся ни с чем Адельмы. Хэппи-энд, свадьба и россыпь блесток. И такую принцессу Турандот мы точно не забудем.
Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь, фотографии Дарии Кукушиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий