С 25 января в Москве отмечен рост числа счастливых людей. В Театре Моссовета режиссер и хореограф Алла Сигалова щедрой рукой раздает счастье всем зрителям спектакля «Щастье». Именно так, через букву «щ» решили дать название спектаклю его создатели, хотя основой его стала фолк-опера «Клоп», написанная композитором Владимиром Дашкевичем и автором либретто Юлием Кимом по мотивам одноименной пьесы Маяковского. Сам Маяковский был, как известно, большим любителем придумывать новые слова и наверняка оценил бы идею Аллы Сигаловой. Для известного хореографа этот материал стал «хорошо забытым старым». В 1986 году именно она была хореографом-постановщиком мюзикла Дашкевича и Кима в Театре им. Маяковского. Возвращение к злоключениям Ивана Присыпкина в 2025-м году далеко не случайно. Острая сатира Маяковского звучит сегодня невероятно современно, еще раз напоминая нам через поступки героев, в чем заключаются истинные и ложные человеческие ценности, как можно в погоне за «хорошей жизнью» потерять то самое ценное, что у тебя было.
У Ивана Присыпкина была его единственная любовь, Зоя Березкина (Дарья Балабанова). Но было и огромное желание после двух тяжелых войн, Первой мировой и Гражданской, насладиться сытой, безопасной жизнью — ему же положено! Но не тут то было: «обещали Ванечке пироги да прянички. Повидло… Да покуда выдали, у Вани зубы выпали».
В стране разгул НЭПа, все на продажу, чего только не отыщешь у частных торговцев, есть даже «бюстгальтеры на меху». Как тут не соблазниться и не стать в своем желании пожить красиво не Присыпкиным, а Пьером Скрипкиным. Да вот незадача, жилплощадь не дают, а «без квартиры нет любви». Вот и отправляется новоявленный Пьер Скрипкин в поход за лучшей жизнью.
Говорящая хореография Аллы Сигаловой наполняет спектакль ароматом времени, а потрясающие рукотворные костюмы Тамары Эшбы его еще более усиливают. Как теперь забыть сверкающие тысячами монет подкладки мешковатых невзрачных пальто торговцев, трогательный платочек Зои или всю яркость и пестроту гостей «красной свадьбы», Пьера Скрипкина в цилиндре и жилетке в горошек и изысканные наряды Эльзевиры Ренессанс и ее мамаши, или костюм секретаря товарища Лассальченко в модном стиле оверсайз, словно «с чужого плеча» того же Лассальченко. Это же невозможно!
Спектакль проносится ярким, колоритным вихрем, подхватывая базарных торговцев, беспризорников, толпы рабочих, жаждущих увидеть неуловимого товарища Лассальченко, который все время обещает прийти, но не приходит «Завтра, говорит, хоть в церковь, а сегодня, говорит, прийти не могу.» Хочется рассматривать спектакль в мельчайших подробностях, смаковать вкусные детали и черточки прекрасно выписанных образов: Мадам Ренессанс и ее дочь Эльзевира (Лилия Волкова и Глафира Лебедева), озабоченные закрытием своего салона «Красный вежеталь», расфуфыренные дамочки в перьях и блестках и их помощник и идейный вдохновитель нового образа для Присыпкина Олег Баян (он же Бочкин) в фееричном исполнении Антона Аносова, и тот самый секретарь товарища Лассальченко, от решений которого все зависит (Дмитрий Подадаев) — незаменимый портфель с подходящим «делом» и своевременная директива у него всегда наготове. Но и про женский пол он не забывает, слушая песню красных ткачих «Ниточки», сладострастно рассматривает солирующую Зою и прямо за свадебным столом делает авансы новоиспеченной супруге Присыпкина Эльзевире.
О самом Присыпкине отдельный разговор. Михаил Тройник делает этот образ настолько «своим», что кажется именно таким его видел и сам Маяковский. Его первые, робкие, нежные и трогательные ноты в любимом дуэте с Зоей «думы окаянные» меняются на уже совсем другую тональность в страстном романсе, обращенном к Эльзевире:
- Жить невозможно без ласки,
- Ласку легко погубить.
- Позвольте мне черные-черные глазки Красной душою любить.
А насколько мощно звучит финальный трагический аккорд его такого недолгого житейского «щастья», когда все мечты и надежды с утратой настоящей любви разбиваются о суровую реальность и с каким яростным надрывом Тройник передает отрезвление Присыпкина после захватившего его мещанского угара! Эта роль определенно его огромная удача и столь же огромное удовольствие для зрителей.
В спектакле много от чего можно получать удовольствие. От плакатной сценографии Сергея Рябова, подсвеченной пролетарским красным светом, от гигантских серпа и молота, возвышающихся над пышно накрытым свадебным столом с осетрами, и гостями, слегка напоминающими участников Хэллоуина или толпу зомби, от просто потрясающе придуманных музыкальных и танцевальных номеров, залихватской пляски Присыпкина или томного нэпманского танго, от смешения нового и старого мира на одной отдельно взятой сцене, где с одной стороны «все продадим», а с другой «улицы — наши кисти, площади — наши палитры». У каждого из героев здесь собственное представление о том, что такое счастье: безбедный быт и красивая жизнь или настоящие чувства, которые не продашь и не купишь. И только сам человек может сделать выбор. Окажется ли он правильным и приведет ли к желанному счастью, это уже другой вопрос.
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий