Янв. 24.

Премьера спектакля «Роман»: Рукописи не горят

23 января Театр Российской Армии представил свою самую масштабную работу — спектакль «Роман» по мотивам романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Постановка по этому произведению, впервые опубликованному спустя 26 лет после смерти писателя, стала для Александра Лазарева первой работой на месте главного режиссера Театра. Спектакль «Роман» будет  посвящен в большей части именно роману, который написал Мастер, и его главному герою Понтию Пилату. На сцене зрители не увидят Театра Варьете, «дома Грибоедова», полета Маргариты на метле, бала Сатаны и даже Патриарших прудов. Главным героем спектакля стал Понтий Пилат и его тяжкий грех, который камнем (и это в самом натуральном смысле) повис на нем. И только освобождение от греха трусости даёт ему шанс стать свободным.

Постановка действительно получилась масштабной. Ещё на открытой репетиции Ольга Никитина (художник-постановщик и художник по костюмам) рассказала о том, что в спектакле задействована вся сцена, а подъемно — опускная система работает на зрителя. На генеральном прогоне зрители смогли оценить  мощь этой невероятной системы, которой нет аналогов в России. Конечно, хочется рассказать о Камне. Да, именно так: с большой буквы. Это прямо чудо технической мысли. Камень не просто установлен на сцене и немым вопросом взирает на Понтия Пилата, он трансформируется, поднимается-опускается и служит прокуратору креслом.

В спектакле занята дополнительная труппа из 60 человек. Молодые ребята из этой труппы уже стали полноценными участниками нескольких спектаклей, у них есть небольшие роли или эпизоды. Они не профессиональные танцоры, а драматические актеры, которые хорошо владеют своим телом и все эти люди прошли достаточно жёсткий отбор. Этот огромный потенциал хореограф Михаил Колегов использует сполна! Самые важные сцены спектакля украшены и хореографической составляющей. Честно говоря, меня поражало, насколько язык танца делает атмосферу спектакля объемнее и мощнее! В Театре Армии огромная сцена и ее вполне можно было заполнить декорациями. Но танец создаёт тот самый накал страстей и в некоторые моменты от градуса даже замирало сердце. Думаю, у многих зрителей перехватило дыхание, когда в полнолуние над сценой подняли крест, где был распят Га-Ноцри. Мне кажется, похожий масштаб по плечу разве, что Большому Театру. Кстати, Михаил — балетмейстер именно Большого Театра,  так что это вполне объясняет наличие такой мощной танцевальной труппы. Очень эффектно выглядела танцевальная сцена, рассказывающая о душевных метаниях Понтия Пилата. Когда нашлось в душе место светлому началу и пусть оно мечется среди черной тучи злых помыслов, но то, что светлое есть — это уже начало пути к освобождению.

Конечно, особое внимание было приковано к образу Понтия Пилата и Га-Ноцри. Максим Аверин реализовал на сцене довольно мощный образ своего героя. Властный, резкий, не терпящий сомнений и возражений. Ему часто приходилось выходить на край сцены и тут зрители могли увидеть, какие метания происходят в душе прокуратора. Отдельный восторг от плаща Понтия Пилата — весь подбой в крови (Браво работе Ольги Никитиной). Тут без всяких намеков: власть — это всегда кровь. В смену этого героя играет Александр Балуев. Было бы интересно увидеть и его версию.

У Александра Домогарова по времени нахождения на сцене была небольшая роль, но по важности — одна из самых главных. Воланд, Князь Тьмы. Мне даже подумалось: может быть Александр Лазарев позже поставит часть романа, посвященную мессиру, отдельным спектаклем? Кого сейчас удивишь длинными спектаклями или постановками, которые идут два дня подряд. Мне кажется, актеру просто не хватило времени, чтоб показать зрителю всю мощь своего героя. Но, несомненно, что образ получился ярким и неординарным, тем более с таким интересным гримом.

Очень понравился образ Га-Ноцри, который представил на суд зрителей Дмитрий Ломакин. Я уже видела его на сцене Театра Армии и обычно это были образы доброго рубахи — парня в детских сказках. Было очень интересно, как он справится с ролью Иешуа. И мне очень понравилось его прочтение. Добрый, спокойный, понимающий, прощающий, со спокойным и ровным голосом.

Наверное, только одно несовпадение у меня случилось в этом спектакле. Это роль Мастера. Я все таки соглашусь с создателями фильма «Мастер и Маргарита» и выберу вариант Мастера, похожего на самого Михаила Афанасьевича. И, как мне кажется, мастер должен быть высоким. Я видела и Константина Днепровского, и Максима Чикова. На открытой репетиции мне показалось, что Мастер получается каким-то слабым, прямо нытиком и никакая женщина, даже сильно любящая и восхищающаяся его талантом, с таким рядом долго не протянет. На спектакле у меня уже не было такого ощущения. Писатель, который работает над своим романом, и, как многие творцы, сомневается в своем творении, находится в творческих поисках.

Если прочитать мой текст, то слова «мощь» и «масштабная» мелькают чуть ли не в каждом абзаце. Но это действительно так! Свет (а в этом спектакле он очень важен), костюмы (плащ Прокуратора, одеяния Га-Ноцри, костюмы танцевальной труппы), звуковое оформление (отлично расставляет акценты: где надо, чтоб зрители вздрогнули, а где — погрузились вместе с Прокуратором в душевные терзания), Камень (на макете, который нам показывали на открытой репетиции, был просто маленький комочек, в на сцене — чисто глыба) и т.д. Рекомендую к просмотру!

Автор Марина Казакова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь

 

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *