Это вовсе не метафора, у зрителей спектакля Георгия Долмазяна, премьерные показы которого состоялись 27 и 28 ноября, в билетах действительно указано, на каком из берегов они должны расположиться. Берег левый или берег правый, а между ними невидимая река. Или может это не река, а бездонная трещина в месте тектонического разлома двух миров? Дом семьи Турбиных оказывается втиснутым между уходящей в прошлое Российской империей, и тем новым, неведомым миром, который кажется его обитателям чем-то страшным, зловещим и непонятным.
За уютными кремовыми шторами находят прибежище утомленные борьбой последние защитники старого мира и здесь же происходят яростные споры, испытываются на прочность любовь и верность, здесь каждого настигает необходимость сделать нелегкий нравственный выбор, принять какую-то сторону, выбрать свой берег. А на дворе суровый 1918 год, и прямо за окнами бушует Гражданская война.
Со дня премьеры прошло совсем немного времени, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что спектакль стал театральным событием. Его совершенно невозможно назвать проходным или рядовым. Начиная с первой минуты и до финальных поклонов он держит в напряжении, концентрирует зрительское внимание, то натягиваясь тугой струной, то отпуская зрителя с удовольствием плыть по волнам булгаковской драматургии. В нем есть необходимый нерв, есть ощущение времени и полное понимание актерами драматизма ситуации, в которой оказались их герои.
Идея замкнуть сценическое пространство между двумя берегами зрительских рядов оказалась совершенно идеальной для структуры пьесы Булгакова. Все действия и передвижения героев происходят на пересечении этого символического креста, созданного двумя проходами между зрительскими рядами. Зеркало на стене становится окном в переходящий из рук в руки город, а где-то в глубине фойе, за теплым светом дверного проема, продолжается закулисная жизнь семьи Турбиных. Пусть мы ее не видим, зато можем отчетливо слышать ее отголоски.
В центре дома-корабля, собравшего на своем борту обломки старого мира — хрупкая и трепетная, но при этом неожиданно сильная Елена Турбина-Тальберг. Единственная женская роль в спектакле идеально сочетается с образом молодой актрисы Веры Семеновой. Кажется именно такой и создавал Булгаков свою Елену. Весенний цветок посреди мороза и метели, пулеметных очередей и взрывов, свет в окне, на который мужчины пробираются сквозь пургу. Она — тепло домашнего очага, у которого мечтают отогреться измученные войной суровые гвардейские офицеры и мальчишки-юнкера.
Актрисе замечательно удается как тревога за любимых мужчин и страх перед неизвестностью, так и мужественное принятие предательства, неожиданная в ее хрупком теле сила характера и ожидание настоящей любви, надежного плеча, на которое можно опереться. Вряд ли любимец дам и обладатель роскошной бурки и оперного вокала Шервинский (Леонид Семенов) окажется таким плечом. Сможет ли он принести собственный эгоизм в жертву любви к Елене — большой вопрос.
После позорного бегства мужа, Владимира Тальберга (Вдадимир Волжин), который, как крыса, покинул тонущий корабль в немецком штабном вагоне, и «в самом деле на крысу похож», главной опорой Елены становятся братья: серьезный, уравновешенный Алексей (Александр Хошабаев), за которым остальные признают право принятия самых важных, пусть и тяжелых решений и порывистый Николка (Артем Верголасов). К ним присоединяется еще один, казалось бы, не самый мужественный персонаж — племянник Лариосик, который, неожиданно свалившись на палубу их дома-корбля прямиком из Житомира, все время повторяет «я человек не военный», но точно способен быть тем плечом, на которое можно опереться.
Роману Зуеву удалось с поразительной точностью, сохранив яркую актерскую индивидуальность, передать рассеянность, восторженность, юношескую влюбленность и паталогическую честность своего героя. Хорошее воспитание, как говорится, не пропьешь. При этом «Банно-прачечный» дуэт Лариосика с бравым воякой и любителем выпить Мышлаевским (Анатолий Сафронихин), взявшим шефство над неопытным юнцом, удачно контрастирует в спектакле с шинелями, френчами и галифе, заполнившими дом Турбиных.
Работа художника Вадима Андреева над сценографией и костюмами в спектакле получила очень поэтичное название «тлеющие небеса». Зрителям совершенно достаточно нескольких простых стульев, белого пианино, строгих шинелей с обожженными обшлагами; им хватает зарева от пожаров, звуков взрывов и пальбы, чтобы вместе с героями спектакля задышать воздухом гражданской войны.
Офицеры, верные присяге царю и отечеству, пребывают в растерянности от того, что их попросту беспардонно предали. Гетман Скоропадский (Андрей Михайлов) позорно бежал с немцами, даже именной золотой портсигар забыл. На смену захватившему город Петлюре приходит Красная армия, и вот уже в дверном проеме маячит силуэт комиссара в черной кожанке, мир вокруг Турбиных стремительно рушится, неизменным остается только их преданность Родине, которую они поклялись защищать, их стойкость, сила характеров и твердость духа.
Удивительный факт, пьесу «Дни Турбиных» очень любил Сталин, смотрел ее несколько раз, благодаря этому ее никогда не запрещали и она имела долгую сценическую жизнь во МХАТе. Казалось бы, речь в ней идет о белогвардейцах, но их образы и их поступки переданы Булгаковым настолько достоверно, что большевикам осталось только восхищаться подобным идейным противником.
Спектакль Театра МОСТ оставляет в памяти ощущение чего-то важного, большого и в то же время камерного и душевного. Как это работает, я до сих пор не понимаю, но в режиссерской версии Георгия Долмазяна сошлось все: гениальный литературный материал, неожиданно драматичный финал не самой известной редакции пьесы, сильно отличающийся от привычного, прекрасный актерский ансамбль и красота музыкального сопровождения, собранного из произведений Баха, Скрябина, Рахманинова, городского романса и колыбельной, бравурных маршей и оригинальной музыки композитора Александра Климашевского. И, конечно же, пронзительные строки Максимилиана Волошина, написанные им в 1919 году:
- И там, и здесь между рядами
- Звучит один и тот же глас:
- — «Кто не за нас — тот против нас!
- Нет безразличных: правда с нами!»
- А я стою один меж них
- В ревущем пламени и дыме
- И всеми силами своими
- Молюсь за тех и за других.
Сегодня история семьи Турбиных волнует не меньше, чем сто лет назад, когда пьеса создавалась. А Театр МОСТ в год своего 25-летия сделал бесценный подарок всем зрителям — возможность оказаться на одном берегу с ее героями .
Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий