В том, что два человека, Хонон (его играет Ярослав Баярунас) и Лия (Валерия Ланская), любят друг друга с самого детства, но не могут быть вместе, потому что отец Лии (Александр Резалин) хочет выдать ее за богатого и знатного человека и не принимает за зятя бедного студента Хонона. Разве мы не слышали подобные истории тысячи раз, когда родители решали судьбу своих детей, запрещая им любить и заставляя связывать свою судьбу с тем, с кем выгодно, а не с тем, к кому стремится сердце? О! Для кого-то эта проблема актуальна и сегодня, а ведь кто-то наивно считает, что мы уже ушли от подобного. Но нет. Формы и выражения меняются, но суть остается одна – дети слишком зависимы от мнения родителей, а родителей слишком заботятся о том, что «скажут люди», больше заботятся о своем благополучии и репутации, чем о реальном счастье своих детей. Конечно, бывают ситуации, когда лучше прислушаться к мнению родителей и не бросаться с головой в любовь, которая может в любой момент оборваться, но тут явно не такой случай, ведь любовь Хонона и Лии прошла испытание временем, и они успели стать родными друг другу настолько, что понимают и чувствуют друг друга без слов и как истинные соулмейты продолжают мысли и фразы друг друга. Разве это не прекрасно? И разве не жесток отец Лии, который всеми способами пытается разрушить сердце своей дочери?
Но у него ничего не получилось. Сердце Лии принадлежит Хонону, и этого уже никак не изменить. А Хонон – одержим Лией в хорошем и плохом смыслах этого слова. Это похоже на лихорадку, на спор с самим собой, Хонон болен, и болезнь его зовут Лия. Ради нее он готов пойти на все, даже на немыслимое – он готов отречься от Бога, раз тот не помогает ему воссоединиться со своей истинной и единственной любовью. И Хонон идет на этот шаг, обращаясь к Кабалле, запретной для иудеев книге. Но чистое сердце Хонона не выдерживает той боли, что обрушилась на него, когда он узнал, что отец Лии все же нашел для нее жениха и свадьба неизбежна. Хонон умирает, и для Лии это, конечно, огромное горе, но дали ли ей отгоревать по своему возлюбленному?
О нет. На чувства Лии всем как будто бы наплевать, даже любимая няня Лии (Лика Рулла) не понимает ее, и свадьба состоится, несмотря ни на что.
Перед свадьбой происходит ужасная сцена традиционного кормления бездомных и нищих, когда они вместо благодарности, осыпают хозяйку дома обвинениями, что еда, которую она им подала, не так вкусна, как та, что подадут гостям на свадьбе. Они окружают ее толпой и зовут Лию на танец. И она танцует. Танцует. Танцует. И это безумие, это боль, это полное помешательство, через этот лихорадочный, дерганный танец Лия выражает себя, свое отчаянье и свою потерю и наконец, спустя год после смерти Хонона, плачет о нем, позволяет себе выразить свои чувства, а няня ее успокаивает, пытается подобрать самые верные слова, но какие слова тут могут утешить? Никакие.
Вопрос, которым задается Лия, прост и на него невозможно ответить: куда уходит все то, что было когда-то ее любимым человеком? Куда уходят его мысли? Его мечты? Его чувства? И в конце концов – куда уходит его дух? У няни нет ответа, и даже у раввина вряд ли можно найти ответ на этот вопрос. Он расскажет, конечно, о Боге, но сможет ли Лия искренне принять это? Сомнительно. А вот такой родной и такой желанный голос Хонона, его неясная тень сможет объяснить Лие то, что для других останется непознанным, непонятым. И Лия слышит этот голос. И он зовет.
На свадьбе неуспокоившийся и несмирившийся дух Хонона обращается в диббука и вселяется в тело Лии. Все это сопровождается потрясающими световыми и звуковыми эффектами, что делает этот мюзикл даже более зрелищным, чем фильм, поскольку есть ощущение полного погружения в этот мир, круче, чем в 3Д кинотеатрах. Этот загробный вой, эти белые вспышки мистической энергии, разрывающей полотно истории. Все это производит очень яркое впечатление, которое долго не забудется.
Отец Лии ведет ее к самому мудрому человеку в городе – к раввину (Ефим Шифрин), к которому все обращаются за советами и получают в ответ напутственные, многозначительные притчи, которые надо еще разгадать и понять, а не просто выслушать. Раввин не хочет связываться с диббуком, он чувствует, что слабеет и понимает, что сам он не так уж далеко ушел от своей паствы. «Слепой поводырь слепых» — так он себя называет. Но ему напоминают, что через него Бог говорит с простыми людьми, и раввин не может уйти со своего пути, ведь Бог доверяет ему великую миссию. И раввин соглашается помочь Лие. Он обращается к диббуку и сначала просит, а после – приказывает покинуть тело Лии. Но для Хонона это невозможно, ведь он не может оставить Лию, к тому же – он ведь отрекся от Бога, а значит, ему нет места ни на небе, ни на земле, и он застрял между мирами, подобно горьковскому Ларре, но дело не тольк о в этом. Сама Лия не готова отпускать Хонона, ведь хоть так они обрели друг друга, они вместе, как и хотели.
Во время разговора с духом отца Хонона выясняется так же, что любовь Хонона и Лии была в некотором смысле даровна свыше, явилась отражением клятвы, данной когда-то отцом Лии и отцом Хонона, что их дети поженятся, когда придет время, но жизнь разбросала их по разным краям земли, но, как говорит древняя китайская мудрость: «невидимой красной нитью связаны те, кому суждено встретиться, несмотря на Время, Место и Обстоятельства. Нить может растянуться или спутаться, но никогда не порвется».
По словам режиссера постановки – этот мюзикл задумывался, как мистический триллер, таким он, собственно и получился. Такая необычная смесь трагедии в духе Ромео и Джульетты, гоголевских мистических историй и популярных триллеров о экзорцизме. Получилось очень круто и современно, что еще раз доказывает, что истории о любви живут вне времени, и сама любовь побеждает так или иначе. Всегда.
Автор: Алла Халитова, фото предоставлены организаторами
Добавить комментарий