21 февраля очередной громкой премьерой ставшего уже мега-популярным проекта «Театр в кино» в столичном кинотеатре «Октябрь» стартовал прокат киноверсии спектакля Театра имени Вахтангова «Павел I». Ни для кого не секрет, что глобальная культурная миссия проекта, поддержанного телеканалом «Россия-Культура», сетью кинотеатров «КАРО» и дистрибуторской прокатной компанией «Кино. Арт. Про», заключается в благородном желании приобщить к лучшим образцам театрального, оперного и балетного искусства как можно больше людей. Прокат киноверсии спектакля «Павел I» уже запланирован в 70 городах, но это только начало. Судя по аншлагу на премьере и зрительской активности, это далеко не предел и драма о последних днях жизни императора Павла I может расширить прокатную историю и даже перешагнуть границы нашей страны.
Премьера спектакля состоялась в марте 2023 года. За это время и сам спектакль и исполнители главных ролей удостоились множества важных театральных премий и наград. За роль Павла I Александр Олешко получил «Хрустальную Турандот» и другие театральные призы, Игорь Карташёв, сыгравший графа Палена, стал лауреатом премии зрительских симпатий «Звезда Театрала». На спектакль по-прежнему невозможно попасть и для москвичей, не сумевших достать билеты, и для любителей театра в регионах появление киноверсии стало огромным подарком. По цене билета в кино зритель получает не только представление об аншлаговом спектакле, но и подлинные эмоции актеров, которые можно детально рассмотреть на крупных планах даже в самом последнем ряду.
На сцену кинотеатра «Октябрь» перед показом поднялась огромная команда актеров Театра Вахтангова, создатели киноверсии, представители прокатной компании и проекта «Театр в кино». Режиссер спектакля и автор сценической версии Наталья Ковалёва говорила о том, что драма Павла I — это столкновение человеческой трагедии и борьбы за власть. Ее глубина и сила могли бы дать фору любой античной трагедии, а то, насколько мощно это получилось передать в спектакле, делает из постановки подлинный шедевр. Режиссер изначально отказывалась видеть в безусловно талантливом, но, как ей казалось, неподходящим для этой роли Александре Олешко, противоречивый образ императора, но актер умеет быть убедительным и со свойственным ему упорством доказал, что роль императора ему по плечу. В этой роли он стал настолько неузнаваем, что одна из зрительниц, негодуя, что ей обещали Олешко и не предоставили, заслужила встречу с актером в его гримерке. Высшая награда за мастерство! И Наталья Ковалёва и режиссер киноверсии Константин Куц говорили, что без упорства и энтузиазма Александра Олешко спектакль вряд ли стал бы таким, каким мы его видим сегодня. Особую благодарность заслужил и директор театра Кирилл Крок.
Совершено поразительная по своему накалу, более чем двухчасовая картина смотрится на одном дыхании. Мы можем видеть потрясающее перевоплощение актеров, ловить каждую, едва заметную эмоцию, пытаясь понять трагедию отца, который вдруг осознает предательство сына и чисто физически ощущает свою скорую гибель. Но при этом мы видим и страдания Александра, в которого замечательно перевоплотился Юрий Поляк, вынужденного принять страшное решение и стать причастным к гибели отца, понимая, что покоя ему теперь не будет всю жизнь. Все герои спектакля, основой которого стали произведения Дмитрия Мережковского «Павел I» и Евгения Симонова «Смерть Павла I», оказываются перед нелегким выбором, начиная с самого императора, и заканчивая молодыми офицерами-участниками заговора. Каждый образ соткан из мельчайших деталей и нюансов, которые еще ярче проявляются на большом экране. Властность Екатерины II (Ирина Дымченко), изощренное коварство графа Палена, совершенно противоположные женские образы: мягкость и нежность последней любви Павла Аннушки (Мария Риваль), императорская стать его супруги Марии Федоровны (Елена Сотникова) и сильный характер жены Александра Елизаветы (Дарья Щербакова), усиленно подталкивающей его к решительному шагу. Эпоха императора-реформатора, нелюбимого собственной матерью, ненавидимого народом и армией, противоречивого, и, безусловно, несчастного, неумолимо подходит к своей трагической точке. Гибель императора передана настолько мощно, что зрители совершенно точно не смогут забыть длинный, белый шарф, срываемый с его шеи и устремленный потоком воздуха ввысь, как последний вздох. Этот нереально красивый и трагический кульминационный момент ставит точку в жизни Павла, но жизнь империи продолжается с выходом на сцену Александра I со словами, что «все теперь будет, как при бабушке». «Король умер, да здравствует король!»
Восхитительный лаконичный сценический антураж Максима Обрезкова, его ювелирная работа с костюмами в киноверсии усиливает восприятие посредством операторской работы, съемки с необычных ракурсов, вращения и полета, и, конечно, блестящей портретной съемки. Киноверсия захватывает и не отпускает до последней минуты.
В премьерный вечер кинотеатр «Октябрь» принимал особенно много гостей. По красной дорожке прошли создатели спектакля и киноверсии, исполнители практически всех ролей, а также те, благодаря кому этот масштабный проект был осуществлен. На премьере присутствовали:
исполнитель главной роли Александр Олешко, начальник управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, помощник президента РФ Владимир Мединский, президент Курчатовского института Михаил Ковальчук, владелец и главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, заместитель генерального директора ВГТРК Геннадий Гохштейн, генеральный директор телеканала «НТВ» Алексей Земский, депутат Государственной Думы Александр Жуков, политик Дина Стоянова, юрист Михаил Барщевский, адвокат Анатолий Кучерена, депутат Мосгордумы и журналист Наталия Метлина, режиссер Наталья Ковалёва, актеры Виталий Иванов, Игорь Карташёв, Елена Сотникова, Андрей Зарецкий, Карен Овеян, Мария Риваль, Ирина Дымченко, Ирина Калистратова, Наталья Молева, Данила Гнидо, Вера Новикова, Дарья Щербакова, балетмейстер Виктория Куль, главный художник Театра имени Вахтангова Максим Обрезков, а также заместитель директора канала «Россия-Культура» и продюсер проекта «Театр в кино» Любовь Платонова, режиссер киноверсии Константин Куц, премьер Большого театра Игорь Цвирко, оперный певец Иван Гынгазов, режиссер Театра имени Вахтангова Владимир Иванов, писатель Лион Измайлов, народный артист России Александр Тихонов, кинорежиссер Вера Сторожева, народный артист России Игорь Угольников, заслуженные артистки России Анастасия Винокур и Екатерина Гусева, кинорежиссер и продюсер Джаник Файзиев, продюсер и режиссер Георгий Малков, поэтесса Лариса Рубальская, главный редактор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева, заслуженные артистки России Олеся Судзиловская и Нина Шацкая, Сергей Дзебань, Дмитрий Губарев, певица Инна Рудник, Дарья Храмова, Илья Гуров и многие другие.
Воплощая в жизнь свой замечательный девиз: «Театр становится ближе, театр становится доступнее», проект «Театр в кино» уже давно является по-настоящему всенародным. С нетерпением ждем новых премьер, а 20 марта в кинотеатре «Иллюзион» зрителей ждет специальный показ киноверсии, после которого состоится паблик-ток с Александром Олешко и Константином Куцем. Не пропустите!
Автор Наталья Романова, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий