Дек. 05.

«Почему каждый раз…»: спектакль о семье и семейных ценностях

 

  • Ну, что же мы вправду делаем!
    Разве же мы живем?!
    Работаем, спим, беседуем
    И сами того не ведаем,
    Что вечно бежим бегом!…
    ( «Суета» Эдуард Асадов)

Начало декабря, уже улицы и магазины украшают к Новогодним праздникам. Все в предвкушении чудес, подарков, теплых уютных вечеров и ярких вечеринок. И так кстати режиссер Юрий Стромов приглашает посетить вечером Дворец на Яузе и посмотреть постановку «Почему каждый раз…». В ролях Вадим Андреев и Людмила Артемьева. Это романтическая комедия по пьесе французских авторов Жиральда Сиблейраса и Жана Делля в переводе Именитова «Опоздание на полтора часа». Практически столько же идет спектакль. Много это или мало? Смотря с какой стороны посмотреть. Ситуация обычная: супруги Пьер и Лоранс приглашены на Рождественский ужин к друзьям, даже точнее в дом к деловому партнеру мужа. Пьер уже оделся и готов выходить из дома. Лоранс же мечется по дому и кажется, что собирается одеваться, а сама на ходу придумывает себе все новые срочные дела, которые непременно нужно сделать перед выходом из дома. Для мужчины привычно наблюдать такую картину, и он спокойно ждет, но и у него в конце концов заканчивается терпение. Пьер задает логичный вопрос: «Скоро нужно выходить, ты собираешься одеваться? Я тебя уже давно жду». И тут выясняется, что Лоранс не хочет идти в гости и начинает придумывать нелепые оправдания. Муж выводит жену на разговор, но дает ей только 5 минут и требует, чтобы потом она оделась к выходу.

Что такое 5 минут? Все мы помним известную песню из фильма «Карнавальная ночь» в исполнении Людмилы Гурченко «Песенка про пять минут» и строчки из нее: «…Разобраться если строго, даже в эти пять минут можно сделать очень много…» и «…Милый друг, поспеши, зря терять минут не надо, что не сказано — скажи, не откладывая на год…». Вот и у наших героев этот разговор из пяти минут на бегу, ни о чем превратился в обсуждение всей совместной жизни, главных ее моментов, в вечер воспоминаний и откровений. Они решили не откладывать еще на год. Для такого важного разговора отлично подходит канун Рождества.

В процессе мы узнаем, что у пары есть трое взрослых детей и старший сын подарил им статус бабушки и дедушки. Также выясняется, что душевные метания Лоранс происходят на фоне того, что Пьер выходит на пенсию, он продал свою компанию партнеру и хочет уйти от дел. Настал своего рода переломный момент в жизни, и ей хочется обсудить все это с мужем наедине, чем он и она теперь будут заниматься, как жить дальше. Раньше она была полновластной хозяйкой в доме, а муж руководил на работе. В доме установлены жесткие правила, это ее правила, и она как-то мирилась с тем, что они неизбежно иногда нарушались, когда муж находился дома. Теперь же он будет с ней дома всегда, постоянно. Он тоже вспоминает про эти правила, и как они ему опостылели. Да-да, людям трудно сказать, что они чувствуют на самом деле и о чем переживают, чаще всего начинаются взаимные упреки, претензии и недовольства.

Начав обсуждать будущую жизнь, они вольно или невольно вспоминают молодость и то, что было в их жизни в прошлом. Размышляют о том, могли бы они расстаться раньше, из-за интрижки Лоранс. И только сейчас, спустя много лет выяснилось, что это была фикция, измены не было. Она хотела подогреть его чувства, и ей это удалось, родился третий сын. Но удивительное дело, муж расстроился, узнав правду, что жена не изменяла ему. Оказалось, что он гордился этим фактом. Милые женщины, чем не доказательство, что мужчинам нравится, когда на их женщину обращают восторженные взоры другие представители сильной части человечества. Только аккуратнее с ревнивцами и неуверенными в себе партнерами.

Был и разговор о работе и о том, что Лоранс не ходила на нее. У нее большая претензия к мужу, что он «не пускал» ее работать. Спектакль с возрастным ограничением 18+ и посмотрев первую часть спектакля, не понятно почему, этот секрет раскрывается во второй части. Тут уже становиться погорячее, обсуждение переходит через запретную для многих черту и открывается великая тайна – неудовлетворенность в сексуальных отношениях. Чем это опасно расскажут психологи. Даже придумали термин для синдрома, который может возникнуть у неудовлетворенной женщины. Но сейчас не об этом. В спектакле есть очень интересная терапевтическая сцена с сундуком, который играет роль смертного одра, по простому – гроб. Один из супругов залезает в сундук, представляя себя умершим, а второй рассказывает, что он чувствует, оставшись один, и чем планирует заняться, как жить. Потом меняются местами. В этот момент открываются мечты каждого, и Лоранс с Пьером понимают, как мало на самом деле знают друг друга. Самое важное, что они вдруг понимают, чего им не хватает и как они это могут дать друг другу, понимают, что их жизнь не подходит к завершению, а начинает играть новыми красками. А всего то и нужно было, поймать этот момент, когда нужно остановиться, замедлиться, сесть и откровенно, по душам поговорить друг с другом. Конечно, нужно быть готовым к разным возможным обстоятельствам такого разговора, особенно, когда тридцать лет не практиковались в этом. Страсти могут кипеть нешуточные: летать вещи по комнате, биться посуда, озвучиваться угроза развода. Но помните, у всех есть зонт, под которым можно вдвоем укрыться от любой непогоды. А стоя под одним зонтом, можно только прижиматься друг к другу, а не отталкивать под дождь и снег.

В спектакле поднимаются чуть ли не все основные проблемы, которые могут возникнуть в семейной жизни. Он дает возможность посмотреть на свои взаимоотношения со стороны, сделать выводы, осознать, что не так в отношениях в семье и обдумать пути выхода из ситуации. Такая рефлексия полезна и необходима всем. Здорово, что такая сложная тема рассказана в комедийном жанре. Тут нет нравоучений, давления и нагнетания обстановки, не возникает чувство безысходности, нет ощущения вывороченного грязного семейного белья на всеобщее обозрение. Все действие построено деликатно, тонко, без пошлости. Фразы героев, их поведение, движения часто вызывает смех в зале. А почему смех? Потому что зрители узнают себя, своих близких, знакомых в этих ситуациях, и это похоже на правду, ну и, конечно, на сцене все усилено, для большего эффекта. Юмор, как известно, защищает нас от страхов, разряжает обстановку, помогает не впадать в обиду и вину, повышает настроение. Люди с хорошим чувством юмора реже страдают от депрессий, у них выше качество жизни.

В спектакле нет итальянских страстей, громких криков, нет пафоса и наигранности. Все происходит достаточно «спокойно», если так можно сказать про выяснение отношений в паре, как будто дети еще не выросли и спят в соседней комнате. Невозможно же полтора часа смотреть, как кричат и каждую минуту бьют тарелки, это получается базарный скандал уже, а мы смотрим французскую пьесу. Если сравнить комедии с Пьером Ришаром и Луи де Фюнесом в главных ролях, то у каждого актера будут свои поклонники и не потому, что кто-то из них плохо играет, а потому, что они абсолютно разные по темпераменту и стилю игры. Луи де Фюнес очень эмоционален в фильмах, кричит, нервничает, суетится, много движений руками, его испанское происхождение говорит само за себя. Пьер Ришар более спокойный, смех вызывают его нелепые движения, ошибки. Пьеса «Почему каждый раз…» — это скорее как фильм с Пьером Ришаром.

Вадим Андреев и Людмила Артемьева – прекрасные актеры. Они отлично показали семейную пару на сцене. Героиня Людмилы яркая, эмоциональная, ироничная, женственная, игривая, тогда как герой Вадима спокойный, уравновешенный, прямолинейный, представительный мужчина. При этом у обоих артистов очень богатая мимика, они могут ничего не говорить, а играть одними бровями. Их персонажи получились настоящими, живыми, вызывающими эмоциональный отклик у зрителей. Именно поэтому они помогают зрителям посмотреть на себя и свои отношения со стороны.

В конце спектакля Людмила всем нам пожелала не проспать нашу жизнь, останавливаться, разговаривать друг с другом пока не стало слишком поздно. И это можно сказать девиз этой постановки.

Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Комедия, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *