Май. 10.

«Пигмалион», или стремление к идеалу

  • Пьеса «Пигмалион» за более чем сто лет со дня своего написания ставилась больше 100 раз в разных театрах мира. Она принесла известность многим актрисам, игравшим главную роль – цветочницу Элизу Дулиттл. По ней снимались фильмы и ставились мюзиклы, а за сценарий к фильму 1939 года Бернард Шоу получил премию «Оскар». А во время написания сценария автор добавил в пьесу еще несколько сцен, которые были впоследствии приняты театрами как окончательный вариант.
  •  
  • 6 мая состоялась премьера трагикомедии «Пигмалион» и на сцене Театра на Малой Ордынке. Театр приурочил это событие к 110-летию с момента первой постановки данной пьесы в России и 100-летию вручения драматургу Нобелевской премии. Стремление к идеалу в какой-то степени похвально и заслуживает поощрения, но смотря в чем: в деле, проекте ли это проявляется или в желании исправить других людей и сделать их идеальными по своим меркам и представлениям. Театру на Малой Ордынке удалось это стремление реализовать в создании спектакля. Не будем называть его идеальным, так как это может обрезать крылья. Достигнутый идеал ставит точку и убивает вдохновение творить и искать. Но сказать «Браво!» стоит, он того заслуживает.

Художник-постановщик Никас Сафронов и сценограф Ольга Соколова создали интересные декорации со множеством деталей, которые сами по себе представляют произведение искусства: лестница, которая сначала предстает портиком собора Святого Павла, под которым прохожие укрываются от дождя, поворачиваясь к зрителям другой стороной, преображает сцену то в дом профессора Хиггинса, то в гостиную для приемов миссис Хиггинс; огромные стеклянные шары, висящие под потолком и лежащие на полу, предстают сюрреалистическими объектами, показывающими хрупкость бытия и нежность человеческой души.

Сюжет пьесы воспроизведен на сцене в классическом варианте. И несмотря на то, что на данный момент времени невозможно повторение такой ситуации, показанной в постановке: нет такой огромной пропасти между людьми из-за сословий и манеры говорить, технический прогресс давно ушел вперед и средства массовой информации способствовали развитию языка: речь в разных регионах одной страны сейчас не имеет больших различий; в домах есть водопровод и отопление, не проблема помыться в любое время дня и ночи, общая мораль пьесы, которая заложена в ее названии, актуальна до сих пор: есть люди, которые считают, что они знают что-то лучше других и делают это идеально, и присваивают себе право поучать других и требовать от них идеальности по своей мерке.

В постановке звучит джаз, он здесь пришёлся очень кстати, несмотря на то, что Бернард Шоу пишет про Лондон, а джаз родом из южных штатов Америки. Джаз — это всегда про чувства и немного меланхолию, а чувства – это самое главное в спектакле. И потом, символично, что у пьесы и джаза день рождения в один год. Согласно статье «Джаз» на портале «Культура.РФ»: «Впервые слово «джаз» появилось в газете Los Angeles Times 2 апреля 1912 года». Правда, сначала оно не было связано с музыкой. А само музыкальное направление появилось ещё в конце 19 века, как и идея пьесы «Пигмалион», она зародилась, по признанию автора, в 1897 году. Так что у джаза и спектакля есть точки соприкосновения, и они красиво «звучат».

Актеры играли безупречно. Профессор Хиггинс (Денис Светличный), как и положено, угадывал, откуда человек родом, по его произношению и речи, что очень удивляло и восхищало людей. С мамой (Светлана Фролова) он остаётся ребёнком, с радостью ложится к ней на колени, и она поощряет это. В результате, хотя он и стал профессором в научном мире, в общении с людьми остался таким же ребёнком. Только детям прощается, в некоторой степени, их поведение: когда они не считаются с чувствами и желаниями других людей и продолжают капризно настаивать на своём, крича и топая ножкой. Генри Хиггинс умеет громко кричать, когда выходит из себя и сильно чем-то недоволен, а, отстаивая свою правоту, любит употреблять крепкие словечки, при этом не считается с чувствами людей, с лёгкостью оскорбляет и унижает. Удивительно, как деликатный, вежливый, обходительный джентльмен — полковник Пикеринг (Борис Комаров) может поддерживать дружбу с профессором. Видимо, общие интересы в изучении фонетики, заключённое пари, а также то, что ругательства направлены не на него, а всегда на других людей, делают возможным их общение. Восторг вызывает игра и показанное преображение главной героини – Элизы Дулиттл (Вероника Лысакова): меняется не только речь и одежда, меняется пластика движений, манеры, походка, голос, его звучание и интонации. Наблюдать за Элизой одно удовольствие. Бесподобен и отец Элизы, Альфред Дулиттл (Олег Чудницов) – очень яркий персонаж пьесы, беспринципный, наглый пройдоха-пьяница, с хорошо подвешенным языком в начале, и элегантный буржуа, достойный гражданин во втором акте пьесы. И если Элизе преподают уроки профессор Хиггинс и полковник Пикеринг, то её отцу приходится заниматься своим преображением самостоятельно.

Бернард Шоу был категорически против того, чтобы в заключительной сцене было показано сближение Генри и Элизы. Он выступал за открытый финал, давал право зрителям на размышление: а что бы могло произойти потом и за кого бы в итоге Элиза вышла замуж. Режиссёр-постановщик Юрий Клепиков дал понять, что героиня не пылает любовью к полковнику, а к профессору явно испытывает чувства, так как её бы не задевало поведение Хиггинса, если бы он был безразличен к ней. При этом разумом она понимает, что ухаживающий за ней Фредди Эйнсфорд-Хилл любит и уважает её и точно будет вести себя с ней достойно и деликатно, а также по возрасту он подходит ей больше. Кого же выберет новая «герцогиня» Элиза Дулиттл? Юрий сужает выбор до двоих претендентов, но финал, как и задумывал автор, остаётся открыт. На что сделает ставку героиня: разум или чувства?

  • Роли исполняют:
    Генри Хиггинс, профессор фонетикиДенис Светличный
    Полковник ПикерингБорис Комаров / Михаил Бабичек
    Элиза Дулиттл, цветочницаВероника Лысакова / Екатерина Григорьянц
    Миссис ХиггинсСветлана Фролова / Поля Барышникова
    Мисс Пирс, экономка в доме ХиггинсаЛюдмила Светлова
    Альфред Дулиттл, отец ЭлизыОлег Чудницов / Владимир Майсурадзе
    Миссис Эйнсфорд-Хилл Ольга Ершова
    Мисс Эйнсфорд-Хилл Ксения Мишанина
    Фредди
    , сын миссис ЭйнсфордХилл – Сергей Фролов
    Джазовая певицаАнастасия Савицкая
    Чарли, джаз-бенд – Егор Маслов
    Джаз-бенд – Артур Походня
    Джаз-бенд – Григорий Архипов
    Джаз-бенд Арсений Стрельников
  • Постановочная группа:
    Художественный руководитель: Народный артист РФ Евгений Герасимов
    Режиссёр-постановщик – Юрий Клепиков
    Художник-постановщик – Никас Сафронов
    Сценограф – Ольга Соколова
    Художник по костюмам – Ольга Сид
    Хореограф – Егор Маслов
    Хормейстер – Анастасия Савицкая
    Художник по свету – Станислав Теуважуков

Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Комедия, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *