Вот уже практически год при полных аншлагах в Театре «РОСТА» идёт спектакль «Пацаны». Неиссякаемый интерес московской публики к нему вполне можно объяснить: в столице нашей родины не так много постановок, основной целевой аудиторией которых являются подростки.
- Конечно, здесь вы можете возразить: а как же многочисленные «Чайки», «Ревизоры», «Горе от ума» и многие другие спектакли, поставленные по произведениям школьной программы? Но тут как раз и кроется разгадка успеха «Пацанов»: здесь не надо искать глубокие, скрытые под многовековой пылью смыслы, а можно просто прийти и полтора часа наслаждаться многочисленными историями, разыгранными со сцены четырьмя сверхэнергичными актёрами. А теперь обо всём по порядку.
Начать хотелось бы с жанра спектакля, который на официальном сайте Театра «РОСТА» обозначен как «Драмедия с элементами театрального стендапа». Драмедия – термин, пришедший к нам из английского языка; слово dramedy образовано от drama и comedy. При этом комедии будет точно больше, чем драмы, а модного ныне стендапа (в формате сторителлинга) – хоть отбавляй. А ещё порадует интерактив со зрителями, но не как на детских утренниках и не сильно навязчивый, а очень даже уместный, настоящий, и его будет ровно столько, сколько надо.
Войдя в зрительный зал, сразу же отмечаем про себя, что занавеса нет, так что уже можно рассматривать декорации (которых немного, но они сами по себе очень говорящие). Большое красное панно по центру сцены на фоне общего чёрного фона и по бокам тумбы на колёсиках, обклеенные плакатами: жвачка Love Is, игра Mortal Kombat, Жан-Клод Ван Дамм и его «Самоволка». Что-то до боли знакомое взрослым зрителям, пришедшим на спектакль со своими детьми, внуками, учениками. Конечно, это же про 90-е! Итак, публика занимает места в зрительном зале согласно купленным билетам и готовится совершить путешествие в прошлое! Поехали.
Актёры Ярослав Заргаров (Муравей), Павел Стонт (Паштет), Семён Газиев (Дрищ), Ильдус Хасанов (Арбуз) переместили зрителей всех возрастов в детство 90-х, во времена, когда на улицах витала установка: «Пацан без драки – не пацан; каждый хотя бы раз в жизни хоть с кем-то подрался, пусть даже немного, пусть даже с котом», а в школьной столовой (куда надо обязательно прибежать первым на перемене) кормили супом (непременно с капустой) и булочкой с сахаром за 2 рубля 50 копеек, а на уроках играли в сифу и «кто первый сядет – тот козёл», где каждому обязательно присваивалась кличка, а дискотека в соседнем селе всегда лучше, чем в твоём. И первый поцелуй с девчонкой, к которому все пацаны так стремились, на проверку оказывался чем-то скучным, и уже срочно хотелось бежать к своим друзьям, которые в это время занимались более интересными и важными вещами, например, ловили майских жуков.
А преемственность поколений была показана с помощью урока технологии: не сделал домашнее задание (деревянную лопату) – купишь сигареты – обязательно покатишься по наклонной! И только учитель труда пытается изо всех сил это предотвратить. На этой истории улыбнулись зрители всех возрастов. И ведь действительно, если вдуматься, между детьми 90-х и современными пацанами много чего общего.
Четыре актёра на сцене держали внимание зрителей от и до, отвлечься было просто невозможно, да и не хотелось. А сколько энергии шло от них в зал! Их занимательные перепалки, пластичные танцы, порой неуклюжие ужимки, интерактив со зрителем – так всё было естественно! А сам сюжет был разбит на три большие темы: школа, девчонки, мечта. И вот если с первыми двумя всё было более-менее понятно, то когда актёры перешли к мечте, было не совсем ясно, где тут она. Но ситуация резко изменилась к концу спектакля – и тут прямо даже целая огромная философия, которая лилась со сцены. И если всё, что было до этого момента, – комедийная часть драмеди, то вот тут нахлынула такая драма, что порой до слёз. Очень хочется получить какую-то инсайдерскую информацию от Театра «РОСТА»: а правильно ли мы поняли, что финальные монологи актёров – их собственного сочинения и тут присутствует личный опыт каждого?
«Но как же так? Ведь спектакль 12+, а тут про 90-е будут рассказывать», – можете возразить вы. Действительно, автору и режиссеру-постановщику спектакля Рамазану Шахбанову досталась непростая задача: примирить поколения детей и родителей и показать, что между ними намного больше общего, чем кажется на первый взгляд. Сюжет спектакля проделает огромную работу, начиная с разобщающей установки «когда ты подросток, а никто из взрослых тебя не понимает и не хочет услышать» и заканчивая примиряющим «у каждого есть мечта, которая родилась в детстве». И пусть внешние оболочки различаются, но внутри все пацаны и девчонки одинаковые: с одними и теми же страхами, стремлениями и мечтами. Помимо этой общности, 90-е с настоящим временем соединяли такими выражениями, как «обоюдно» и «за деньги да», а также прозвучала песня «Сигмабой».
«Наши спектакли созданы для того, чтобы дети немного подросли, а их родители ненадолго уменьшились» – девиз Театра «РОСТА». После просмотра «Пацанов» хотелось бы дополнить так: «И для того, чтобы родители и дети поняли, что общего между ними намного больше, чем различий». В общем, после просмотра этого спектакля разные на первый взгляд поколения точно станут намного ближе друг к другу. А минус здесь только один – таких спектаклей слишком мало, и хотелось бы, чтобы их стало больше.
Автор Светлана Игнатова, фотографии автора можно посмотреть здесь, а фотографии Галины Фесенко (Театр РОСТА) можно увидеть здесь
Добавить комментарий