«Товарищи! В зоопарке тигру не докладывают мяса! Пока не поздно, спасайте хищника!» – фраза из сатирической миниатюры в исполнении Геннадия Хазанова категорически не соответствует нынешней действительности, по крайней мере в Большом Московском Цирке на Проспекте Вернадского, 7.
20 июня все желающие могли лично в этом убедиться. Большой московский цирк провел очередную открытую репетицию. Такой формат представления полюбился зрителям и всегда проходит с аншлагами. Это возможность заглянуть в закулисье, подсмотреть за трудовыми буднями артистов, узнать, что остается, когда смывается театральный грим и снимаются сверкающие костюмы. Цель репетиции – приоткрыть некоторые секреты, поделиться интересными историями из жизни цирковых артистов и их питомцев, ответить на вопросы зрителей. Встреча, что называется, без галстуков, без ярких софитов и декораций. Участники в тренировочной одежде, все так, как происходит на арене ежедневно, в рабочей обстановке. Ведущие Народные артисты России Аскольд и Эдгард Запашные. Началось представление с выступлений гимнастов и акробатов. Братья комментировали происходящее, рассказывали, какие трюки выполняются, как называются, представляли каждого артиста, упоминали о заслугах. У всех участников своя история появления в цирке, большинство родились в семьях акробатах, являются продолжателями династий, но есть и те, кто не сразу из колыбели шагнул на арену. Например, один из участников номера с першем сперва занимался уличным воркаутом, а уж после влюбился в свет софитов и аплодисменты. Винты, сальто, синхрон, перш, тонкости и нюансы исполнения элементов, как много новых терминов и их значений изучили взрослые и дети на этой мини-лекции по акробатическому мастерству. Некоторым даже удалось поучаствовать, проверить свои физические способности и спортивную подготовку. Убедиться, как сложно выполнить упражнения, кажущиеся элементарными, когда наблюдаешь из зрительного зала. Один юноша сумел забраться на вертикальный 9-ти метровый перш и добыть пару пригласительных билетов на очередное цирковое представление. В течении всей трехчасовой репетиции Аскольд и Эдгар активно контактировали с залом, были открыты и рады общению, постоянно шутили между собой и с коллегами.
Цирк сам по себе волшебный мир, праздник детства, полный тайн, загадок и фокусов, а когда появляется шанс приоткрыть хоть одну завесу, возникает ощущение настоящего зазеркалья, магии. Наверное, именно по этой аналоги в качестве гостя на арене возник один из трех братьев Сафроновых, Сергей. Он показал несколько оригинальных фокусов. Первый с исчезающей девушкой. Красавицу поместил в ящик, ящик пронзил десятком мечей, потом открыл ящик – а внутри никого. Снова закрыл, поколдовал, открыл ящик, предварительно вынув острые мечи, а внутри уже было три девушки – вот такая магия. Второй номер был с участием публики. Зрителям предложили проверить прочность веревок. Один мужчина любезно одолжил свою куртку, за что получил билеты на следующее представление в качестве компенсации за волнение. Другой вышел на арену и вместе с братьями Запашными крепко накрепко перевязали Сергея Сафронова, сверху накинув куртку зрителя. Затем фокусника накрыли блестящей тканью, а когда открыли, куртка оказалась под веревками, одета на тело. И в завершении выступления Сафронов предложил девочке разукрасить нарисованного человечка. Сам в это время стоял с завязанными глазами, к ней спиной. Предварительно одной зрительнице был дан запечатанный конверт. Когда девочка закончила работу, а конверт был открыт, все увидели, что цвета полностью совпали, мало того, Сергей скинул верхнюю одежду, а под ней обнаружились шорты, подтяжки, футболка и галстук того же цвета, что и на картине. Ловкость рук и никакого мошенничества!
Дальше арену начали готовить для выступления северных морских львов под руководством Василия Тимченко. Технические возможности цирка впечатляют. Когда на глазах зрителей одна арена начала опускаться, а на ее место подниматься другая, зал затаил дыхание, как от еще одного магического трюка. Сложно представить, какое необъятное пространство находится внизу и как все механизмы функционируют и взаимодействуют. Истина, что цирк создан удивлять, от самого купола, до самого глубоко скрытого технического помещения. Василий мгновенно покорил аудиторию своим обаянием и искренней улыбкой, стоило только появился на арене. Его тоже можно назвать укротителем львов, только подопечные Тимченко более миролюбивы и менее подвержены агрессии, да и вместо лап у них ласты. Этот артист родом из цирковой семьи и у него просто не было вариантов выбрать какую-то другую профессию. Династия Тимченко единственные в мире, кто рискнул приручить морских львов. Они хоть и выглядят милыми, неповоротливыми и неуклюжими толстяками, но обладают мощными зубами, от чего не менее опасны, чем африканские обитатели. Когда-то Василий пострадал от своего любимца, лев набросился на него и пронзил клыком в нескольких сантиметрах от сердца. Прошло много лет, молодой человек преодолел страх и не бросил любимое занятие, продолжил обучать ластоногих. Под его руководством морские львы научились играть с мячом, выполнять множество трюков и даже танцевать, что и продемонстрировали на репетиции. После выступления Тимченко ответил на вопросы из зала. Оказывается, его безгривые львы большие лакомки и гурманы, предпочитают рыбу красных видов, но едят и любую морскую. Еще он рассказал, что с каждым животным ищет индивидуальный контакт, хотя работает со всей группой одновременно, что сложно с морскими животными, они с трудом удерживают внимание. К каждому есть 5-6 разных подходов, и если особь сопротивляется, то насилие не применяется. Этого льва оставляют в покое и занимаются с другим.
В финальной части, после антракта на арену вышли цари цирка, в первую очередь старшие, а потом и подрастающее поколение львов и тигров. Такое зрелище забыть невозможно. Грациозные, холеные, мощные, величественные животные в сопровождении своих дрессировщиков и их учеников. Прежде чем просить выполнить упражнения животным дали порезвиться и адаптироваться среди людей. Молодые еще только привыкают к всеобщему вниманию, их пока настораживают посторонние, резкие звуки и яркий свет. Все же нельзя забывать, хоть они и родились, выросли, воспитывались среди людей, но инстинкты имеют охотничьи. Как рассказали братья Запашные, главный совет, который дал им отец был о том, что хищные звери живые, думающие существа, и чтоб понять повадки, надо изучить их природу, хотя бы из уважения к животному, ну и в целях собственной безопасности. Тигры и львы быстрые, маневренные, с мыслью, да еще с пятью ножами на каждой лапе, поэтому никогда нельзя забывать о самосохранении в их обществе.
Дрессировщики против того, чтоб отлавливали диких зверей для продажи в цирк, они такое не поощряют и приобретают своих питомцев только у заводчиков, в других цирках. Маленький белый львенок недавно прибыл из зоопарка Мариуполя, где появился на свет в тяжелых условиях, а сейчас стал любимцем Аскольда. Между ними чувствуется связь и доверие даже на расстоянии. Ведь доверие, самое важное в цирке, как между людьми, так и между животным и человеком. Конечно, зрителям показали не только прогулку зверей по арене, но и элементы дрессуры и тренировки, подробно описали этапы обучения, налаживания контакта и воспитания. Показали, с чего начинается подготовка к трюку, когда дрессировщик кладет голову в пасть льва. Для начала ежедневно, понемногу пасть удерживают в открытом состоянии, чтоб лев привыкал и учился терпеть. Самое сильное впечатление произвел трюк, когда тигр перемещается по арене на двух лапах. В этот момент зал ахнул от восторга. Эффектное зрелище без сомнений. Другие номера, которые умеют показывать тигры не менее зрелищные, как, впрочем, и процесс кормления. Животным раздали огромные куски мяса, и они их неспешно поглощали, лежа на бортиках. А главное, все происходящее было по взаимной любви. У Аскольда и Эдгара на двоих пятеро детей, подрастают четверо дочерей и один сын. Очевидно в будущем они так же продолжат цирковую династию, как отцы и дед. Дети уже выступают на арене в разных жанрах, а когда станут старше, начнут учиться ладить с хищниками. Так как на 98% профессия дрессировщик все же мужская, то единственный сын станет лидером, а девушки поддержат брата по зову крови, это при условии, что в семье Запашных не родятся еще сыновья.
Видно, с какой нежностью наставники относятся к своим подопечным. Братьев Запашных периодически обвиняют в жестоком обращении с животными, но никакой жестокости, агрессии, злости не было и в помине со стороны людей. Чтоб избежать очередных нападок зоозащитников, в цирке снимают на камеру и номеруют каждую репетицию. Им не за что стыдиться и нечего скрывать. Животные не запуганы, не голодны, в прекрасной форме и несомненно обладают желанием дарить зрителям радость, переживают за неисполненные номера и ошибки. Убедиться в этом в этом возможно, побывав на открытой репетиции. Так что, если еще остались вопросы, ответы на которые хотели бы знать, но боялись спросить прежде, можно смело заглянуть в цирк, не только на неформальные выступления, но и на экскурсию за кулисы, которую проводит периодически Большой Московский Цирк.
Автор Юлия Воропаева, фотографии Нины Железновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий