Окт. 23.

Омский театр драмы привез «Грозу» в Москву

На сцене Вахтанговского театра прошли очередные гастроли. На этот раз – Омского театра драмы. К сожалению, мне удалось посмотреть только один спектакль, зато именно по той пьесе, которую давно хотела освежить в памяти – «Грозу» Островского. И потому, что это классика, и потому, что со школы не бралась за неё, ну и потому, что жанр постановки по классической драме был обозначен как «сказочка». Интересно было увидеть, какую сказочку тут увидела режиссер. Надо сказать, что «сказочка» оказалась страшная: тут тебе раскаты грома (причем они звучат даже вместо звонков), и скоморохи (поразительно похожие на персонажей «Маски-шоу»), и медведь, приходящий во снах Катерине.

Все сначала выглядит каким-то хаосом, калейдоскопом, который при этом потихоньку собирается за полтора часа в страшную безысходную картинку «темного царства». Царство не только тёмное, но и тесное: Омская постановка идёт на камерной сцене и без антракта. Все действие ограничено главным сюжетом — историей Катерины и шестью основными персонажами: собственно, Катерины (Наталия Запивохина), Тихона (Артём Ильин), Варвары (Ольга Беликова), Кабанихи (Ирина Герасимова), Дикого (Михаил Окунев) и Бориса (Игорь Костин). Минималистичны и декорации — это мостки на реке, стена из состаренных кривых зеркал, которые символизируют то ли тучи, то ли искажённое восприятие действительности Катериной перед трагической гибелью и камни, на которых и начинает свой разговор со зрителем главная героиня.

Сюжет постановки оказывается закольцован: в самом начале действия Катерина находится в той последней точке, где она в финале сбросится с обрыва. Говорят, перед смертью у человека проносится вся жизнь в голове. Так и перед зрителем проносится все произошедшее с Катериной, все, что привело ее к трагическому финалу.

Глазами Катерины мы видим героев пьесы: слабовольного мужа, которому хочется вырваться на волю из-под опеки матери, Кабаниху (Ирина Герасимова — прим. ред.) – внешне милую, с тихим голосом, но немилосердную даже к близким: сцена наказания Кабанихой своей дочери Варвары раскрывает ее жестокую сущность в полной мере, не оставляя никаких сомнений в ее сущности, рыжеволосую золовку Варвару, Дикого и Бориса.

Кабаниха, конечно, одна из самых ярких, персонажей: хоть и тиха ее речь, а все и вся прибрала к своим рукам, даже Дикой приходит за советом и успокоением к ней.

Но под стать Кабанихе и ее дочь, Варвара. Яркая, жаждущая жизни и удовольствий, и при этом лицемерно поддакивающая матери. Все как в жизни: все ненавидят одного человека, все его слушают, плачут, но при этом ничего не делают.

  • Хорошо жить без воли: удобно.
  • И жалко всех, и никого.
  • Ни тебя, ни его. ©

В общем, получилось очень свежее прочтение классики. Очень современное. Вполне понятное современному зрителю, особенно молодому, которому приходится разбираться в психологии героев и мотивации их поступков в классе 8 или 9. Жаль, что только на гастроли привозили спектакль, с удовольствием сводила бы на него наших школьников, по неведомым причинам изучающим «Грозу» уже в 9 классе.

Автор Елена Полякова, фотографии Татьяны Сорочан можно посмотреть здесь

 

Автор Admin | Posted in Драма, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *