21 февраля в пространстве зрительского фойе театра «Мастерская Петра Фоменко» под названием «Зимний сад» состоялся вернисаж выставки «Новая Мистерия-буфф» Петра Фоменко». Наблюдать за тем, как обычный вернисаж превращается в захватывающий сценический перфоманс, было чрезвычайно интересно. Кураторы выставки подошли к ее созданию с особенно трепетным отношением, как, впрочем, ко всему, что связано в театре с личностью Петра Наумовича Фоменко. Экспозиция идеально разместилась внутри архитектурного шедевра Сергея Гнедовского, словно по спирали закручивая чудом уцелевшие артефакты: авторский экземпляр пьесы, афишу, эскизы костюмов и декораций, фотографии актеров — то немногое, что осталось нам на память о спектакле, дополнив прекрасно выполненными реконструкциями образов персонажей, подробным видео-рассказом о спектакле Марка Розовского и гигантским фотопостером с названием спектакля на фасаде театра Ленсовета.
Среди спектаклей с трудной судьбой «Новая Мистерия-буфф» занимает особое место. Спектакль, поставленный в театре Ленсовета в 1967 году, до настоящей премьеры не дожил, его не просто закрыли после всего лишь шести прогонов и двух показов для простых зрителей, его забыли, словно он, подобно великому городу Ершалаиму, пропал, «как будто не существовал на свете». Чиновничья братия сделала все возможное, чтобы удалить любое упоминание о спектакле, который единодушно признавался театральными критиками новаторским и революционным, буквально новом словом в искусстве театра. Совместное творение Петра Фоменко, Марка Розовского и Игоря Димента было одномоментно запрещено ленинградским обкомом партии, несмотря на положительную реакцию критиков и театроведов. А как все замечательно начиналось:
- Ах! Ох! Уф!
- Новая «Мистерия-буфф»!
- Заманчиво, не так ли,
- Создать такой спектаклик!
- Актеры счастливы. Радостны лица.
- Народ у входа в театр толпится.
- Режиссер доволен. Директор рад.
- Пьеса революционная.
- Сплошной Петроград.
Так звучало начало вступления к спектаклю, которое зачитал на вернисаже главный режиссер театра Евгений Каменькович. А после слов режиссера начался самый настоящий спектакль. Невероятно, но факт, что обычный протокол заседания кучки театральных критиков, высказывавших по очереди свое мнение о спектакле, стал в исполнении талантливых актеров театра настолько захватывающим драматургическим зрелищем, что мог бы стать основой для полноценного спектакля. Екатерина Смирнова, Анатолий Горячев, Олег Нирян, Дмитрий Захаров, Николай Орловский, Тагир Рахимов, Вера Строкова и Никита Тюнин стали характерными персонажами этой документальной пьесы. Они детально описывали достоинства спектакля и его недостатки. Особенно повеселило зрителей выступление музыкального критика, который, пытаясь сделать музыкальный разбор за роялем, не попадал при этом ни в одну ноту. Одни члены комиссии излишне эмоционально реагировали на переделку первоисточника Маяковского, обращаясь при этом напрямую к сидящему в зале автору этой самой переделки Марку Григорьевичу Розовскому, другие отмечали необычные художественные особенности спектакля и смелость режиссуры, высказывая свои замечания и дополнения и обращаясь при этом к стене, с которой смотрел на них с портрета молодой Петр Фоменко. Его благодарность за оценку спектакля тоже прозвучала, озвученная голосом Евгения Цыганова.
Для Марка Розовского закрытие спектакля, даже почти шестьдесят лет спустя, все еще отзывается фантомной болью. Он вспоминал, с каким энтузиазмом спектакль создавался, как они с Петром Наумовичем заходили в ленинградскую рюмочную и там за коньячком, приправленным шампанским и бутербродом с селедочкой, продолжали обсуждать свое детище. Конечно, спектакль оказался настолько революционным для своего времени, что в нем усмотрели реальную угрозу и нежелательные аналогии. Даже сегодня его смелость поражает. Маяковский — футурист во всей красе царил на сцене театра Ленсовета, создатели спектакля не побоялись даже задействовать железный пожарный занавес, который поднимался в финале и с которого персонажи «сыпались, как тараканы». Этот факт особенно поразил директора театра Андрея Воробьева. И он, и куратор выставки Владимир Бровкин сердечно благодарили всех, кто участвовал в создании этой беспрецедентной выставки, и особенно генерального партнера театра, банк ВТБ. Теперь у зрителей есть замечательная возможность приоткрыть одну из самых загадочных страниц истории театра и его основателя.
Выставка продлится до 30 апреля, увидеть ее могут все зрители спектаклей на Новой сцене «Мастерской Фоменко», а также на сайте театра будут появляться даты свободного доступа к ней. Как говорится, следите за афишей. А нам, первым зрителям, особенно повезло не только внимательно рассмотреть экспозицию, но и оказаться свидетелями блестящего театрального эскиза, который, возможно, станет когда-нибудь полноценным спектаклем — посвящением явлению под названием «Новая Мистерия-буфф» Петра Фоменко.
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий