изображения не найдены
Как сильно заблуждаются те, кто считает, что сказки интересны только детям или что сказки должны чему-то учить. Сказочная истина такова, что в сказке нет никаких уроков и намеков, а только отражение мифологического сознания человека с его страхами и потайными желаниями. Тонкие материи под текстов, конечно, не отменяют главного свойства сказки – занимательный сюжет, благодаря которому сказки до сих так популярны. Многие из них увековечены в литературе в различных вариантах (и не все из них так безобидны и сказочно невинны, как принято думать). Но сказки живут не столько на страницах книг, сколько в воображении тех, кто их читает. А значит они, как живые существа, не стоят на месте, но развиваются вместе с читателем, вместе со временем, в которое их читают.Сказки дают богатую почву для различных иносказаний и интерпретаций, поэтому в последнее время так модно снимать фильмы, ставить пьесы по сказкам, переворачивая привычные сюжеты с ног на голову, адаптируя их под современную действительность. Так, к примеру, на сцене Театра мюзикла был поставлен замечательный мюзикл, в основе которого лежит одна из самых известных мировых сказок — «Золушка».
Первое, на что обращаешь внимание в этой постановке – костюмы. Совершенно удивительные, немыслимых цветов, яркие костюмы создают невероятное фантасмагорическое впечатление. И буквально с первых минут спектакля понимаешь, что здесь все будет совсем не так просто. Авторы, Олег Глушков и Дмитрий Быков, всеми правдами и неправдами пытались уйти от хрестоматийного сюжета, добавляя в него какой-то гротеск и щепотки философии. Получилась взрывоопасная смесь, где юмор соседствует с драмой, где проскальзывает легкая, почти незаметная социально-политическая сатира, и где в конце концов побеждает любовь.
Герои в сказке получились очень колоритными. Каждый из них погружен в свою иллюзию, расставаться с которой бывает очень и очень трудно, а порой совершенно небезопасно, как, например, для отца Золушки, лесничего, Андрей Вальц. В классическом представлении отец Золушки играет малозначительную роль в сюжете. Он просто молча позволяет злой мачехе издеваться над Золушкой. В новой версии отец Золушки довольно эксцентричный персонаж, для которого мнимый долг чести важнее всего на свете, даже собственного счастья. По внешнему виду он напоминает безумного Шляпника, да и по характеру тоже близок к помешательству. И он верит (по крайней мере – делает вид, что верит), что если постоянно говорить, что все хорошо, то рано или поздно убедишь себя в этом. Он замкнулся в своей фантазии настолько, что любой нарушитель кажется врагом, которого необходимо уничтожить, даже несмотря на доброе к нему отношение. Его горло перевязано излишне длинным шарфом, и вот как голова его отделена от тела этим самым шарфом, так и разум его отделен от реальности. И злая мачеха нисколько не помогает ему принять реальность, а лишь наоборот –сильнее перетягивает его горло.
Да и сама мачеха, Елена Моисеева , замкнувшаяся на идее бизнес-планирования совершенно не видит разницы между управлением проектом и человеческими взаимоотношениями. Собственно, в людях она видит, прежде всего ресурсы, которые нужно успеть выгодно вложить, чтобы получить необходимый результат и достичь своих амбициозных целей, первый пункт которых – корона королевства. И главные ставки мачеха делает на своих дочерей.
Кстати. Создатели мюзикла подошли довольно смело к образу дочерей мачехи, Юлия Вострилова и Карина Арбельяни. Неразлучные, постоянно спорящие, но и постоянно поддерживающие друг друга сиамские близнецы. При этом нельзя их назвать совершенно отрицательными персонажами. Да они избалованные, капризные и во многом пытаются подражать своей матери, чтобы ей угодить, время от времени проявляют довольно трогательную заботу о Золушке.
Ну а сама Золушка, Екатерина Новосёлова, в этом мюзикле совсем не забитая, пугливая замарашка, которая дрожит от любого косого взгляда и боится вставить слово. Она живет в своем увлекательном мире, в котором она королева, в котором у нее есть настоящие друзья, пусть и мыши, в котором она может себе позволить такой, какой ей хочется быть. Она танцует, она поет, мечтает и любит задолго до того, как встретила того, кого ей предстоит полюбить.
Фея-крестная, Оксана Костецкая, в мюзикле вовсе не волшебный даритель, как в привычной сказке, она появляется, чтобы показать свой крутой характер и даже некоторую грубость, которая идет в резкое противоречие с самим понятием «фея». Фея-крестная – главный поставщик довольно жесткого и хамоватого юмора в этой истории, но именно в ее руках находится главный поворотный рычаг сюжета.
Кроме известного линейного сюжета в мюзикле есть значительные ответвления, рассказывающие о судьбе королевства до описываемых событий. Получается такая неожиданная рекурсия, в которой как в кривом зеркале отражается не случившаяся история Золушки, где принц так и не решился открыть свое сердце истинной любви. Но в современной истории все заканчивается хорошо, как и должно быть.
Мюзикл «Всё о Золушке», несмотря на свою в некотором смысле даже ярмарочную комичность, получился довольно философским и проникновенным. Отбросив нарочито яркие наряды и маски, можно увидеть людей, которые прячут за своей вычурностью, настоящие страхи, настоящие проблемы и переживания. В этой истории сплетены сюжеты не только «Золушки», здесь можно встретить отголоски сказки про Белоснежку, которую мачеха отправила в лес замерзать, и про Спящую красавицу, разбудить которую может только поцелуй истинной любви. Небанальная трактовка сказки, современные шутки, которые на удивление гармонично вписываются в среду, доказывая тем самым, насколько эта история находится вне времени и пространства, и концовка, в которой люди празднуют торжество любви, и даже в каком-то смысле высмеивают страх перед смертью, выставляя ее не как зло, а как неизбежное окончание одной сказки и начало другой. В конце концов, все были счастливы, и это самое главное.
Действующие лица и исполнители:
Золушка
- Ксения Ларина
Екатерина Новосёлова - Дровосек
- Денис Котельников
Иван Коряковский - Мачеха
- Анна Гученкова
Елена Моисеева - Крёстная Фея
- Оксана Костецкая
Виктория Пивко - Изольда
- Татьяна Батманова
Карина Арбельяни - Снежана
- Виктория Пивко
Юлия Вострилова - Лесничий
- Андрей Вальц
Евгений Вальц - Король
- Максим Заусалин
Андрей Гусев - Шут
- Марат Абдрахимов
Авторы: Алла Халитова, фото Екатерины Литвиненко
Добавить комментарий