Режиссеры, которые задумывают ставить пьесу британского драматурга Рэя Куни «Номер 13», – настоящие смельчаки. Объясню почему. Во-первых, эту комедию положений поставили за более чем 30 лет со времени её написания несчётное количество раз и в нашей стране, и за рубежом. Во-вторых, в пьесе столько поворотов сюжета, мифических персонажей и выдуманных ситуаций, что в том, кто кому и кем приходится, запутаться легче лёгкого. А самая главная проблема – как сделать спектакль действительно смешным.
- Порой совершенно не имеет смысла искать глубокий подтекст и второе дно там, где можно просто от души посмеяться. Иногда «лопата»; – это просто лопата. Величайший гений комедии всех времён и народов Чарли Чаплин умел виртуозно (и по большей части без слов) рассмешить аудиторию простым падением на банановой кожуре. А попробуйте-ка вызвать в зале смех, когда на сцене очень, очень много говорят, попутно нагромождая одну ложь на другую, иногда путаясь в показаниях и запутывая всех вокруг, чтобы при этом выкрутиться из простейшей ситуации с адюльтером.
Несмотря на все вышеперечисленные проблемы, смельчак Артём Бибилюров всё-таки отважился поставить эту коварную пьесу. Премьера состоялась 25 апреля в Московском театре иллюзии. На пресс-показе спектакля «Номер 13» режиссёр примостился в уголке на дополнительный стульчик вовсе не случайно, а как раз для того, чтобы проверить, как на комедийные ситуации реагирует зал. Скажу сразу: ни актёры на сцене, ни зрители в зале режиссёра не подвели. Одни смешно шутили, другие бурно на шутки реагировали.
Молодые актеры, к коим режиссер в первую очередь причислил и одного из «самых молодых» артистов театра Олега Жукова, проверку на «кунистость» прошли с честью.
Приятный вечер помощника министра Ричарда Уилли (Павел Васильков) в 13-м номере отеля в компании сексапильной секретарши Джейн Уорзингтон (Мария Монич) был полностью испорчен благодаря появлению за задернутыми шторами балкона тела, придавленного оконной рамой. Вызов полиции отпадает по понятным причинам: Уилли не только благополучно женат (а Джейн замужем), да еще и должен быть в это время совершенно в другом месте, на дебатах в парламенте.
Вызов на место происшествия приличного во всех отношениях секретаря Уилли, Джорджа Пигдена (Олег Тарасов), должен бы, по идее, решить все проблемы, но не тут—то было!
Заварушка начинается такая, что остается только поражаться фантазии изворотливого, как уж, Уилли и следить за беготней героев с балкона в дверь и обратно, и наблюдать за переносом тела из окна в шкаф, из шкафа в инвалидную коляску, на диван, в кресло и снова в окно. К тому же по ходу пьесы покойник оказывается не таким уж покойником.
Массу хлопот нашим героям добавляет появление ревнивого мужа секретарши Ронни (Артем Ермак), любвеобильной жены помощника министра Памелы (Елена Резниченко) и обеспокоенной сиделки мамаши Пигдена, сестры Глэдис (Юлия Малинина). Периодические явления управляющего отеля (Олег Жуков) и меркантильного официанта с исторической фамилией Кромвель (Владимир Витан) тоже весьма затрудняют процесс исправления ситуации.
Кто тут чей брат (Фред, Альберт, Гарри)? Почему Пигден становится вдруг доктором Ньютеном? Как он успел так быстро жениться и кто такая невеста Айви? Почему Ронни ходит в обнимку с выломанной дверью из соседнего номера, разгуливает с голым торсом, обернутый полотенцем, и плачет, как дитя, на плече у Уилли? Почему Памела курит в шкафу и сможет ли оживший труп вспомнить, как его зовут на самом деле?
Конечно, ни один из этих вопросов бы не возник, если бы в номере 13 заранее починили оконную раму.
Пересказывать комедию — дело совершенно безнадежное, да и ненужное. Герои в финале точно во всем разберутся, а зрителям совершенно точно будет сложно забыть фееричный выход жемчужины спектакля, горничной Марии (Айви-Марии или Аве Марии, кому как больше нравится) в исполнении Светланы Варецкой-Загородней. Периодические появления очень загорелой и очень кудрявой горничной в наушниках и произносимое тоненьким голоском «но каписко» или «постилать постель» — одна из самых ярких придумок спектакля.
Еще один незабываемый образ — невозмутимый официант Гарольд Кромвель, который после стольких полученных чаевых за свою наблюдательность, наглость и талант веселого шантажиста точно «самый богатый человек в этом отеле», как представил его помощник министра, выпотрошенный им до последнего пенни.
Олег Тарасов в роли попавшего «как кур в ощип» Пигдена, на которого нежданно вся эта история свалилась, тоже весьма убедителен. Войдя в номер отеля примерным сыном и ответственным работником, после всего пережитого, благодаря интрижке патрона, он меняется настолько, что осмеливается выступить с предложением руки и сердца.
Кто знает, ведь если бы не эта ситуация, может, он и не женился бы никогда.
В любом случае, очередная (но не проходная) попытка прикоснуться к тонкому британскому юмору Рэя Куни засчитана. Спектакль получился живой, забавный, очень динамичный и яркий.
И не чините, пожалуйста, окно!
Автор Наталья Романова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий