Апр. 09.

Незаживающие раны: «Мой бедный Марат…» в Театре на Юго-Западе

  • В репертуаре Московского театра на Юго-Западе появился новый спектакль «Мой бедный Марат, или Одна абсолютно Ленинградская история» — четвертая режиссерская работа Максима Метельникова. По словам постановщика, пьеса Алексея Арбузова, которая легла в основу спектакля, знакома ему еще со времен учебы: она любима педагогами и часто ставится в театральных учебных заведениях.
  •  
  • Действие спектакля начинается в 1942 году в осажденном Ленинграде, где судьбы трех подростков — целеустремленного Марата (Егор Кучкаров), хрупкой, но сильной духом Лики (Людмила Лазарева) и ранимого Леонидика (Егор Базанов) — переплетаются на фоне войны, голода и разрухи. Сюжет охватывает 17 лет, позволяя проследить, как тяжелейшие испытания блокады формируют их характеры, влияют на взаимоотношения и определяют дальнейшую жизнь.

Семнадцатилетний Марат возвращается в свою ленинградскую квартиру, где до войны жил с семьей. В промерзшей комнате он обнаруживает шестнадцатилетнюю Лику. Из их разговора становится ясно: чтобы выжить, девушке пришлось сжечь все, включая семейные фотографии — последние свидетельства мирного прошлого мальчика.

На фоне военного кошмара между героями рождаются не только взаимная поддержка, но и трогательные, нежные чувства. Позже к ним присоединяется семнадцатилетний Леонидик — изможденный юноша, потерявший на войне все. В этой ледяной квартире трое незнакомых ранее молодых людей неожиданно обретают то, чего так не хватало каждому: семью.

Леонидик, рассказывая ребятам свою историю, обнажает душевную рану: он очень любил свою маму, но не мог простить ей, что с того момента, как у нее начались отношения с мужчиной, она стала меньше уделять внимания сыну. Война и голод окончательно разрушили их связь — особенно болезненным стал момент, когда мать, сама умирая от голода, делилась с возлюбленным своим скудным пайком. Даже после смерти матери Леонидик не смог ее простить. Эти переживания подсказывают, что, вероятно, в Лике Леонидик ищет замену матери — источник столь нужной ему заботы.

Война разбросала друзей, но после Победы они встречаются вновь. Встает вопрос: как жить дальше? Втроем, как в блокадные дни, уже невозможно. Лика по-прежнему любит Марата. Ее чувство взаимно, но пережитые ужасы оставили в душе мужчины глубокие шрамы — теперь он холоден и замкнут. За время разлуки от него не приходило почти ни строчки.

Леонидик, эмоционально зависимый от Лики, постоянно нуждается в ее внимании и поддержке. Вернувшись, Марат неожиданно признается, что у него были отношения в другом городе. А Леонидик… Он предан только Лике и буквально не может без нее жить. В итоге Лика выходит замуж за Леонидика. Но это — всего лишь очередной виток истории.

Спектакль разворачивается в формате камерного арт-кафе, где действие происходит в непосредственной близости от зрителей. По мнению Максима Метельникова (и я с ним соглашусь), кирпичные стены буфета театра хорошо подходят для воссоздания атмосферы блокадного Ленинграда. Они служат одновременно декорацией и дневником, на которых герои мелом записывают и стирают важные даты и мысли.

Минималистичное оформление — всего лишь стол и несколько стульев — подчеркивает актерскую игру, психологически точную, сдержанную и напряженную. Трое артистов на протяжении трех часов удерживают внимание зрителей.

Особенно мне запомнилась трансформация героя Егора Кучкарова — от порывистого, эмоционального мальчишки до сурового, замкнутого мужчины. Как подметила публика пресс-показа, его игра и внешность вызывают ассоциации с молодым Василием Лановым.

Героиня Людмилы Лазаревой проходит свой путь: из испуганной, дрожащей девочки Лика расцветает в уверенную в себе женщину, способную на зрелые, пусть и непростые решения. Во второй части спектакля, в белом платье, мы видим уже совсем другую Лику.

Егор Базанов создает, пожалуй, самый сложный образ. Его Леонидик — большой ребенок, застрявший в своих травмах. Но тем весомее его финальное преображение: сквозь боль, отчаяние и внутреннюю борьбу он находит в себе силы разорвать порочный круг и сделать шаг во взрослую жизнь.

Рассказывая о работе над спектаклем, Максим Метельников отметил, что эта история сегодня очень актуальна и звучит по-новому. Чтобы подчеркнуть связь эпох, он соединил в музыкальном оформлении спектакля как песни военных лет, так и современные произведения.

«Мой бедный Марат…» в постановке Театра на Юго-Западе — история не только о войне, но и о ее долгом эхе. Это спектакль о «блокаде», которая продолжается для героев и после Победы. Лика, сделавшая выбор из сострадания; Марат, стремящийся убежать от самого себя; Леонидик, так и не сумевший повзрослеть – каждый из них остался заложником прошлого. И даже когда кажется, что настало время все изменить, остается сомнение: а смогут ли?

Автор Евгения Скопинцева, фотографии автора можно посмотреть здесь

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Новости, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *