66
Окт. 25.

«Небо позднего августа»: три истории из жизни несчастливых людей

77Спектакли-гастролеры на сцене Театра имени Евгения Вахтангова радуют московских зрителей разнообразием, и не только географическим. В арсенале региональных театров и классика, порой в весьма своеобразном прочтении, и пьесы современных, иногда совсем молодых авторов, и интересные детские спектакли.

 Омский государственный академический театр драмы привез  в Москву, в числе прочих, спектакль, прекрасно иллюстрирующий растущий тренд на современную драматургию.

Режиссер Петр Шерешевский поставил спектакль-исследование, спектакль-поиск, спектакль-реалити. В его основу легли сразу три пьесы, объединенные общим пространством сцены и общим погружением в проблемы человеческого существования в социуме и поиска личного счастья. Спектакль продолжительностью больше трех часов с двумя антрактами смотрится буквально на одном дыхании, захватывает с первых минут и не отпускает до финальной точки.

Казалось бы, у героев пьесы Тони Яблочкиной «Переспать с Леной и умереть», Ивана Антонова «Как я простил прапорщика Кувшинова» и Игоря Яковлева «Небо позднего августа» нет совершенно ничего общего, но при этом их всех роднит острое желание найти гармонию в собственном существовании.

Получается неважно, тем более, что временной промежуток, в который происходит действие всех трех пьес 2019-20-21 годы — время пандемии, когда люди оказались в ситуации новой, совершенно незнакомой, изматывающей и психологически сложной.

Жители мегаполиса, зацикленные на работе, зачастую видящие своих домашних только за завтраком, не успевающие следить за тем, как растут дети, чем они живут, оказались вдруг заперты с собственными близкими в замкнутом пространстве 24/7, где единственная возможность побыть одному — пойти погулять с собакой.

Сценография спектакля (сценограф и художник по костюмам Елена Сорочайкина) выстроена таким образом, что все герои параллельно сосуществуют в пространстве одной большой квартиры-студии, с белыми «больничными» стенами, таким же белым интерьером и всеми атрибутами современного жилья: в одном углу кухня, в другом ванная, зона отдыха, большой стол посередине, а на заднем плане огромная статуя собаки — символа некоторой, пусть и временной, свободы..

Замкнутое пространство, белая коробка, в которой они перемещаются, словно участники реалити-шоу или какого-то научного эксперимента, где за ними постоянно наблюдают камеры, приближая то одну часть пространства, то другую, выхватывая крупные планы героев, их эмоции, мимику, вспышки злости или апатию, влияет на них порой самым неожиданным образом.

Периодически в суровую документалистику спектакля врываются короткие музыкальные вставки с использованием довольно странных инструментов, меняется ритм речи, а затем так же быстро все прекращается. Эти вкрапления не дают спектаклю погрузиться в рутину, оживляют и разнообразят его. Спектакль успешно движется к финалу по указанию живого навигатора.

Герой сюжета «Переспать с Леной и умереть» Алексей (Руслан Шапорин) переживает кризис среднего возраста в острой фазе. Раздражение выливается на жену Лену (Алина Егошина) и сына (Леонид Калмыков) сплошным потоком и единственное утешение в его жизни — телефонные беседы с бывшей сотрудницей, загадочной и немногословной тезкой жены Леной (Кристина Лапшина). Алексей видит в ней некий идеал женщины, к которому и стремится и боится приблизиться одновременно. Ни на какие активные действия в результате так и не решившись, он расстается как с самой Леной, так и с мечтой о ней, оставив ей щенка, как память о том, что могло случиться, но не случилось. Случилось не совсем то, и не совсем с той, с подругой сына Машей (Мария Макушева).

 Так и продолжают жить. Налетает ураган страстей, и снова каждый зависает в своем телефоне за одним общим столом.

Герой другой новеллы, Толик (Егор Уланов) в прошлом профессиональный музыкант, склонный к рефлексии по поводу давней обиды на прапорщика Кувшинова, сломавшего его гитару и совсем недавней по поводу авторитарного характера своей подруги (Мария Токарева). В один прекрасный пандемийный день, сидя за столом он просто решает уйти, оставив подругу наедине с ее успешной жизнью, карьерой, упреками и одноглазой хомячихой. Теперь к уже имеющимся,  у него добавляется специфическая рефлексия таксиста по поводу тяжелой работы и ничтожного заработка. Он нарочито демонстративно деградирует, напивается при каждом удобном случае, ест консервы из банки руками и выслушивает одни и те же комментарии матери по телефону о своем падении в пропасть. Ну нет у него мелодии песенки Мамонтенка на мамины звонки, как у друга Семена (Иван Курамов), а есть симфония Шостаковича, а еще есть навязчивая идея добраться до Кувшинова и поквитаться с ним. Ну добрался, и что? Кувшинов давно инвалид, и бессильная обида Толика на жизнь вымещается на пакете томатного сока, разлетающегося по сцене кровавыми брызгами.

66

Третья история, давшая название спектаклю, в отличие от первых двух — попытка вырваться из замкнутого пространства белоснежной студии на простор августовского сада. И пусть существует он лишь в виде игрушечного макета на столе, но старик Валерий Петрович (Николай Михалевский) — его хозяин совершенно по-настоящему грустит о потере самой старой яблони в саду. Яблок она уже не приносит, и надо бы ее выкорчевать, и все домочадцы с этим согласны и дружно берутся за дело, но с нее начиналась когда-то жизнь с любимой женщиной и счастье. А теперь, хоть дети и внуки рядом, счастье его покинуло и все усилия родных не в силах его вернуть.

 Хотя… может пусть яблоня все-таки растет?

Самая жизнеутверждающая из всех трех историй словно подводит итог и вселяет некоторую надежду: небо позднего августа будет ясным, пандемия наконец-то закончится, и, возможно, герои еще будут счастливы.

Автор Наталья Романова, фотографии Натальи Романовой и Марины Казаковой можно посмотреть здесь 

Автор starlight1205 | Posted in Драма, Театр | Post a comment or leave a trackback: Trackback URL.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *