Все получилось не так страшно, как казалось. Скорее бы сказала, что было страшно красиво. Можно ли дать мюзиклу, поставленному по зловещему произведению Патрика Зюскинда такое определение? Думаю, да. Ведь не только безупречные герои в белых плащах будоражат наше воображение. Злодеям на музыкальной сцене отведено не менее почетное место.
Взять хотя бы «Дракулу», «Суини Тодда», или многочисленных вампиров и ведьм. Почему бы не присоединить Жан-Батиста Гренуя к столь известной компании? Наверное, создатели мюзикла «Парфюмер» примерно так и рассуждали, когда решили историю серийного убийцы-гения, с его навязчивой идеей создания идеального парфюма, рассказать с помощью дебютной идеи и либретто Андрея Носкова, безупречного вокала лауреата «Золотой маски» Дмитрия Ермака и его коллег, интересных режиссерских решений Рамзили Минибаевой, прекрасной музыки Сергея Кузьмина, хореографии Ирины Корнеевой, запоминающихся текстов Алексея Кортнева, и работы всего многочисленного коллектива Современного театра мюзикла (СТМ), преобразовавшейся в яркое, масштабное шоу.
Премьера спектакля состоялась совсем недавно, 12 октября, и интерес к нему только растет, с каждым днем все больше зрителей горят желанием увидеть превращение нашумевшей книги в мюзикл. Приходят посмотреть премьерные спектакли и коллеги. Заметила, например, на спектакле Ларису Долину и Нонну Гришаеву.
Прежде чем стать убийцей и взойти на плаху, Жан-Батист Гренуй и сам умирал несколько раз, начиная прямо с момента своего рождения в недрах Чрева Парижа, мерзкого и зловонного, среди мусора и рыбных рядов. Выброшенный собственной матерью, удивительный ребенок без запаха все-таки выжил, и как ни старалась жестокая судьба свести с ним счеты, он стал только сильнее от многочисленных бед и лишений, от людской злобы, обрушившейся на него, столь непохожего на других.
И теперь у него появилась цель — в мире всеобщего зловония создать идеальный аромат красоты и любви. Он мечтал о том, чтобы люди любили его, но получал в ответ лишь злобу или безразличие. Чем больше он страдал от отношения к себе окружающих, тем больше убеждался в собственной исключительности. Он заболел навязчивой идеей создать такой аромат, чтобы люди, лишь вдохнув его, начали считать Гренуя божеством. Но его больное сознание увидело лишь один возможный путь — убийство. А жестокий окружающий мир словно подталкивал его на этот путь.
Спектакль начинается с самой высшей точки, самого трагического и мистического момента — казни Гренуя, в тот самый момент, когда он проводит свой убийственный парфюмерный эксперимент над беснующейся толпой, готовой его растерзать. И всеобщая ненависть сменяется вдруг всеобщим обожанием.
А дальше мы видим весь путь, пройденный Парфюмером к плахе. Персонажи, встречающиеся на его пути, не случайно носят маски — они лишь ступеньки на пути к высокой цели. Хозяйка приюта мадам Гайяр (Ирина Лесных), жестокий кожевник Грималь (Роман Рассказов), тщеславный парфюмер Балдини (Марк Подлесный), у которого Гренуй постигал секреты мастерства, мадам Арнульфи (Зинаида Громоздина), посвятившая его в тайны анфлеража.
А вот его жертвы масок не носят. Все они разные, и каждая из них прекрасна по-своему, каждая становится нотой в той симфонии идеального запаха, который он вознамерился создать, начиная от самой первой ноты рыжеволосой девушки и заканчивая самой главной нотой Лауры (Наталья Андронова).
На каждом этапе как спектакля, так и пути Гренуя к парфюмерному апофеозу, мы видим блестящие находки, как в режиссуре, так и в костюме (художник по костюмам Янина Кремер): огромные шары с нарисованными рожицами вместо голов у детей из приюта, кожаные фартуки и круглые очки кожевников, стилизованные кринолины дам и камзола Балдини, и на контрасте — серые костюмы безликой толпы.
Быть может, мы уже настолько сильно избалованы присутствием в спектаклях видеоарта, что мне вдруг захотелось увидеть красивые визуальные видео-эффекты: чешую блестящих рыбных рядов, шкафы с хрустальными флаконами в парфюмерном салоне Балдини на Новом мосту, лавандовые поля Грасса, уходящую за горизонт многотысячную беснующуюся толпу вокруг эшафота… Но пришлось додумывать все это в собственном воображении.
Возможно, эффект от постановки для меня был бы еще сильнее, будь хореография спектакля более массовой, более страстной, но когда я узнала, что постановщики намеренно не стали приглашать отдельно балетных танцоров, а все танцевальные номера поставили с поющими артистами, я прониклась особым уважением к тому, насколько профессионально они работают.
Зато в музыкальной составляющей спектакля все оказалось просто идеально. Чистые, сильные голоса солистов, эффектные акценты, мощные хоралы, красивые дуэты. Как я уже упоминала, тексты к музыкальным номерам сочинил Алексей Кортнев, а ему я всецело доверяю, каждая буква здесь оказалась на своем месте.
Возвышаясь над покорённой им толпой, Парфюмер произносит гимн собственному величию:
- К чему теперь юлить и лгать
- Могу отныне вами помыкать
- Внушить любовь, посеять страх
- Вы все в моих ноздрях,
- Вы все в моих ноздрях,
- А стало быть в руках!
Но он и сам понимает, что не хочет такой искусственной любви. Финал его жизни страшен, но предопределен. Гений и злодейство, как завещал нам Пушкин, «две вещи несовместные».
А жалко, кстати, что сидела не в первом ряду. Интересно, что же там Дмитрий Ермак распылял в зал. Хотя уверена на все сто, что бурные аплодисменты провожали артистов явно не под воздействием волшебного парфюма, а как следствие их таланта.
Автор Наталья Романова, фотографии Марии Денисовой можно посмотреть здесь, а фотографии Екатерины Литвиненко можно посмотреть здесь
Добавить комментарий