«Мастер и Маргарита»… Едва ли в нашей стране да и, наверное, во всём мире найдётся человек, который в той или иной степени не соприкасался с этим многоликим уникальным романом гениального Михаила Афанасьевича Булгакова. Кто-то читал в юном возрасте — поверхностно, не пытаясь вникнуть в глубинные идеи и бесконечные аллегории и метафоры, кто-то в течение разных лет жизни перечитывает произведение по многу раз- с глубоким осознанием, тонким размышлением и философским подходом…
Для многих тысяч людей этот роман — любимая книга, которая сопровождает по жизни и в которой находят ответы на многие нравственные и моральные, социальные и духовные вопросы. Во все века в разных уголках нашей необъятной планеты на развитие Человечества всегда оказывали влияние многие факторы — противостояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и лицемерия, веры и отрицания, святости и грешности, случайности и закономерности… В каждом человеке заложены противоречивые качества, не бывают абсолютно положительных и чертовски отрицательных личностей, просто при разном стечении обстоятельств и расстановке приоритетов каждый выбирает тот или иной путь. Кто-то называет это божественным провидением, кто-то – магией, кто-то просто судьбой, но все сходятся в одном: так устроен человеческий мир и некоторые явления и события невозможно объяснить с точки зрения здравого смысла и научного разума, а нужно просто попытаться понять и принять обстоятельства такими как есть.
Возможно, интересом к тайным глубинам сознания и мироустройства и объясняется огромная популярность «Мастера и Маргариты». Несмотря на то, что технически и эмоционально это очень сложно, роман неоднократно в разные годы ставили на театральной сцене, экранизировали в кино. Несколько месяцев назад в Санкт- Петербурге с оглушительным успехом прошла премьера мюзикла «Мастер и Маргарита» — совместного проекта Санкт- Петербургского театра «Мюзик-Холл» и российской продюсерской компании Makers Lab. На родине героев романа, в Москве, публика с нетерпением ждала, когда мюзикл продемонстрируют на столичной сцене. И вот, 2 марта в театре «Русская песня» состоялась громкая московская премьера так полюбившегося у Питерской аудитории мюзикла.
Создатели музыкального спектакля объединили легендарный сюжет с новейшими театральными тенденциями, масштабными 3D-декорациями, современной хореографией и оригинальными костюмами, сообщила продюсер, автор режиссерской концепции Ирина Афанасьева. По её словам, в Петербурге мюзикл исполняется с симфоническим оркестром, а в Москве -под минусовку очень высокого качества. Это вызвано исключительно экономическими причинами. Но она сказала: «Если московская публика после гастролей нас полюбит, мы поставим мюзикл на московской сцене, проведем кастинг для Москвы и будем работать с оркестром».
В проекте задействованы семь композиторов: Антон Танонов, Ольга Томаз, Сергей Рубальский, Ирина Долгова, Олег Попков и другие, а также семь либреттистов, среди которых внук Михаила Булгакова – Сергей Шиловский-Булгаков. Постановку мюзикла осуществили театральный режиссер Софья Сираканян и кинорежиссер Тимофей Жалнин. Музыкальный руководитель проекта — итальянский дирижер Фабио Мастранджело.
Каждый из композиторов реализовал определенную линию – Москву 30-х, погружение в Ершалаим или вневременное состояние, связанное с мистикой и балом. Хореография Дмитрия Пименова гармонично вплетается в постановку. Либретто создано по новейшей технологии «Ситуационный сценарий», вовлекающей зрителей в магический спектакль Воланда. Зрители, находясь в зале, ощущают себя вовлеченными в сценическое пространство, эмоционально погружаются в сюжет и становятся участниками действия. Непосредственный контакт со зрителем, каждый из которых по-разному реагирует на происходящее , ещё больше добавляет уникальности постановке — тем самым создаётся неповторимая магическая энергетика, взаимообмен артистов и публики.
В вечном противостоянии добра и зла, искренности и расчётливости, наивности и цинизма, любви и ненависти участвуют более 77 артистов. Роль Воланда исполняют лауреат «Золотой маски» Иван Ожогин и популярный актёр мюзиклов Ростислав Колпаков, роль Маргариты — Анастасия Макеева, Виктория Жукова и Наталья Мартынова, в образе Мастера и Иешуа выступают Антон Авдеев и Игорь Кроль, в дальнейших блоках спектакля планируется ввод на эту роль Глеба Матвейчука.
Герои романа — вроде мифически иллюзорны и вымышлены, но в тоже время так земны и достоверны. Мастер — настоящий Мужчина, глубокий, порядочный, мужественный, но в тоже время — ранимый, тонкий и сомневающийся… Маргарита — символ истинной Женщины, готовой во имя безграничной Любви и всепоглощающей Страсти на всё, даже на сделку с самим Дьяволом. Для Маргариты чужое горе нестерпимее, чем свое собственное, и она настолько милосердна, что способна принести своё счастье в жертву ради облегчения участи другой души — в романе это Фрида.
Великолепная Анастасия Макеева в роли Маргариты не просто играет роль, а демонстрирует глубочайшее погружение в персонаж. Виктория Жукова и Наталья Мартынова, безусловно, не менее убедительны и органичны в этой роли. У каждой актрисы своя уникальная, по особенному прекрасная и неповторимая Героиня! Возникает абсолютное ощущение, что перед нами – настоящая чарующая и дивная Маргарита, гармоничная и изысканная, нежная и сильная, эмоциональная и искренняя! Воланд буквально завораживает каждого зрителя, удивительные голоса и потрясающая харизма Ожогина и Колпакова оказывают магнетическое воздействие на публику. Несмотря на то, что фактически Воланд- Дьявол, он вызывает противоречивые эмоции, а во многих моментах , особенно в сценах, где проявляется безответная любовь к Маргарите, к этому герою у зрителей просыпаются совсем неожиданные чувства –жалости и сострадания.
Необходимо отдельно отметить не только эмоциональную и техническую стороны мюзикла, но и социальную и духовную составляющие. В одной из сцен на фоне Воланда и Маргариты в декорациях меняются кадры разрушительных войн и смертельного геноцида разных народов, а герои исполняют проникновенную трогательную арию, которая не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых — у всех подступает комок к горлу и на глазах появляются слёзы. Вот отрывок либретто, глубина и поэтичность которого, безусловно, вызывает безграничное уважение и восхищение:
«Как поверить мне глазам, тонет мир в слезах и боли.
Это всё земная страсть и дана ей власть над строптивой волей.
Разве будет так, что к бездне во мрак благая цель нам выстелет дорогу?
Могу иной вам путь открыть и в тайны посвятить, что под запретом Бога.
Как войну не допустить? Не остановить желаний…
Стоны бьют в колокола, есть важней дела мира и страданий.
Словно в страшном сне , Земля вся в огне…
То — пламя чувств, эмоций и восторга!!!
Прошу, пусть будет жив наш Мир! Спасения, Мессир!
Спасение-участь Бога…»
На пресс-конференции за пару часов до московской премьеры, артисты и создатели мюзикла рассказали, что особенно волнительно выходить на сцену именно в Москве, в городе, где происходят события романа и которому уделено столько внимания в произведении. Иван Ожогин сравнил ощущение от спектакля в каждом новом городе с прыжком в пропасть или с самолёта, с парашюта, что в процессе, находясь в полёте, начинает наслаждаться, получать удовольствие! Анастасия Макеева поделилась с журналистами своими чувствами в преддверии Московской премьеры «Несмотря на то, что Москва для меня теперь уже родной город, каждый раз, выходя на сцену, я испытываю волнение. Но почему-то есть особенное предчувствие, что всё будет хорошо! Что нас поймут, нас почувствуют. Несмотря на то что есть много спецэффектов, зрелищных моментов, я вас уверяю, что всё-таки сердцевина этого спектакля — драматическая основа, живые эмоции, чувства, это артисты, которые всё, что могут, отдают на сцене, это ансамбль – прекрасные артисты балета, и самое главное — колоссальное количество людей за пределами сцены, которые также работают над этим проектом и мне очень хочется, чтобы публика поняла, почувствовала и испытала наслаждение, то есть не просто из уважения, а всё-таки испытывая восторг! Я надеюсь, что вечером все мы испытаем Катарсис. У меня есть ощущение, что это будет!»
Интуиция Анастасии не ошиблась – Восторг состоялся! Столичная публика приняла новую постановку более чем благосклонно, под громкий оглушительный звук аплодисментов и криков браво! Овации и восторженные отзывы — лучшая похвала Артистам и всей творческой группе.
По реакции зрителей, очевидно, что многие захотят вновь и вновь перечитать роман, снова прийти на мюзикл и погрузиться в таинственную магию и волшебство, которые разжигают в душах неугасающий огонь восторга и удивления, стремительный тайфун сострадания и милосердия, искромётный вулкан любви и страсти и загадочный гейзер гармонии и умиротворения!!!
Автор: Юлия Бурулёва, фото Екатерины Литвиненко
Добавить комментарий