Античная мифология уже много раз становилась источником вдохновения для создателей антиутопий. Вот и творческая команда мюзикла “Икар” решила обратиться к древнему мифу, чтобы поведать о проблемах настоящего и будущего. В концертном зале “Измайлово” в последний день января был аншлаг. Большинство преданных фанатов мюзикла, конечно, были в курсе, что речь не пойдет про античного героя, которому мудрый отец и гениальный изобретатель Дедал наказывал не подлетать на скрепленных воском крыльях близко к солнцу, иначе жди беды. Но юноша, естественно, не прислушался к совету, а амбициозно рискнул, за что и поплатился. Эта легенда на века стала предупреждением для молодости, склонной к безрассудствам, но также и аллегорией стремления к свободе, ради которой и жизни не жалко. В мюзикле эти темы также отражены, да и сам миф об Икаре присутствует в виде одной из песен, исполняемой Бардом (Антон Арцев). Но главное, что роднит фантастическую историю и предание старины глубокой, это то, что и здесь главный герой носит имя Икар.
Эхо древней Греции на этом не смолкает: действие происходит в Полисе — городе будущего, который был отстроен на руинах разрушительной войны, закончившейся не так давно. Правит же городом, защищенным от внешнего воздействия защитным куполом, ветеран той войны Тесей (Алексей Толстокоров), который пару десятков лет назад предложил обезопасить город еще и изнутри: надеть на всех жителей подавляющие эмоции браслеты, чтобы в городе царили спокойствие и гармония. Плюс, для пущего порядка, в городе-государстве введена кастовая система. У каждого жителя есть статус — золотой, серебряный, медный — который отражает его положение в обществе и может быть понижен или повышен в зависимости от его заслуг или проступков. Любимец города, сирота-изобретатель Икар (Евгений Кириллин) принадлежит к высшей касте, но мало придает значение своим привилегиям. У него есть любимая невеста Лия (Эльмира Диваева), друг Брут (Александр Казьмин), разделяющий его страсть к изобретательству, и всесторонняя поддержка главы Полиса. Чего еще можно пожелать? Осталось только вывести формулу счастья, чтобы воцарилась всеобщая идиллия. Но тут в Полис неожиданно возвращается его второй блудный отец-основатель Бард, который заставляет юношу задуматься о скрытой проблеме его амбициозного проекта, а заодно знакомит со своей дочерью Музой (Вилена Соколова) и с другим изгнанником Полиса — Бродягой (Александр Шарабарин)…
Сами создатели упоминают о связи мюзикла и других антиутопий: “О дивный новый мир”, “Голодные игры”, “Дивергент”. Но если Олдос Хаксли опубликовал свой роман в 1932 году, то пик популярности двух других пришелся на середину 2010-х. Во времена кризиса антиутопия становится попыткой проанализировать текущую ситуацию, спрятавшись за ширмой далекого будущего. И мюзикл “Икар” легко встраивается в этот ряд. Добавьте сюда красивые голоса, пусть и не хитовые, но добротно скроенные мелодии, довольно неглупые тексты с многочисленными отсылками на классику, — и вроде как должно получится беспроигрышное комбо. Но при всех достоинствах своих составных частей, сам мюзикл в какой-то момент распадается, как те самые мифические крылья Икара. Виной ли тому некоторая затянутость сюжета (мюзикл вместе с антрактом идет больше 3-х часов) или некая одномерность и предсказуемость большинства героев, за исключением разве что невесты Икара Лии, но в конце действа ловишь себя на том, что даже просто исполнением наслаждаться не получается — настолько лишними звучат диалоги героев, которые потом практически слово в слово трансформируются в песни. Само развитие сюжета вызывает стойкое ощущение множественных дежа-вю, а финал, при всей эпичности и трагичности, уже не может поразить или хотя бы заставить сопереживать главным героям. В итоге у мюзикла скорее получилось не вдохнуть новую жизнь в древнюю историю, а лишь повторить старые истины еще раз. А стоит ли смотреть эту сказку о главном, решать, конечно, Вам.
Автор Елизавета Маркова, фото Елены Павлухиной
Добавить комментарий