В кромешной тьме горного рудника мечется угасающий свет фонаря последнего оставшегося в живых после обвала. Гневается Хозяйка, не хочет отдавать свои богатства жадным и злобным людишкам, вот и губит ни в чем не повинных рабочих на руднике. А барину все равно, сколько их погибнет, жестокий приказчик взмахнет плеткой и пойдут новые жертвы на рудник добывать драгоценные камни для барского удовольствия. Начало красивой музыкальной истории о Хозяйке медной горы полно драматизма и вовсе не сказочно, хотя в основе масштабного проекта Театральной компании Глеба Матвейчука «Хозяйка медной горы» целых пять сказов Павла Бажова. Возможно, позже я смогу распознать все пять, но для этого надо перечитать Бажова. Про три могу сказать, не задумываясь: одноименный «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок» и «Малахитовая шкатулка». Глеб Матвейчук выступил в мюзикле сразу в нескольких качествах — как автор идеи, композитор и режиссер.
Его интерес к этим великолепным образцам русской литературы вполне понятен — в сказах Бажова совершенно фантастическим образом переплетается реальность и мистика, народные предания и житейская мудрость, любовь и жестокость, благородные помыслы и непомерная жадность, невозможность изменить суровый приговор судьбы и способность бросить ей вызов и выйти из схватки победителем. Сказы эти о людях, которые всю жизнь ищут красоту и готовы отказаться от любых богатств мира, лишь бы иметь возможность стать ее истинным творцом.
Премьера мюзикла состоялась в марте 2024 года, но нынешние январские показы особенные. 11 и 12 января Глеб Матвейчук впервые исполнил роль Данилы-мастера. В зале Театра эстрады полный аншлаг, билетов на эти спектакли давно нет в продаже, поклонники жанра в целом и проектов Театральной компании Глеба Матвейчука в частности традиционно запасаются ими заранее. А в случае с «Хозяйкой медной горы» блестящая литературная основа, переработанная в соответствии с законами жанра, идеально соединяется с роскошными голосами, отличными актерскими работами, продуманной хореографией, стильными костюмами и современной сценографией. Благодаря талантливой анимации, локации меняются мгновенно, перемещая героев мюзикла в поселок горных рабочих, барскую усадьбу, мастерскую, где создаются малахитовые шедевры, или в блистающий россыпями драгоценных камней подземный мир Хозяйки.
После обвала на руднике в поселке уже готов вспыхнуть бунт, но плетка бездушного приказчика тут же усмиряет бунтовщиков. Прекрасная, кстати, актерская работа Павла Стукалова. Довольно мерзкое существо у него получилось, хотя откуда же приказчику быть другим, когда с самого детства его одна только жестокость и окружала. Его вокальное признание в любви своей власти над людьми звучит довольно зловеще. Но и его власть не безгранична. Над каждым приказчиком всегда есть свой барин. Действующий в мюзикле экземпляр определенно считает себя наместником бога на земле, наделенным привилегией наказать, помиловать и вволю поиздеваться. Довольно комичное исполнение Александра Круковского и его капризной женушки (Мария Плужникова) лишь камуфлирует моральное уродство этих персонажей. Они, словно живые воплощения всех смертных грехов, а при взгляде на тучного барина, первым приходит на ум грех чревоугодия. Довольно забавно выглядит сценка, когда объевшийся и упившийся барин вопрошает местную знахарку (выступающую в роли диетолога), что ему сделать, чтобы почувствовать себя лучше, а та со всей суровой откровенностью заявляет: «надо меньше жрать». Роль знахарки Шептуньи в январских показах мюзикла также стала дебютной для замечательной певицы Натальи Сидорцовой.
В противовес этим откровенно отрицательным или гротескным персонажам, мир «Хозяйки медной горы» наполнен и людьми другого сорта. Талантливый мастер Данила готов рисковать жизнью и войти в опасный рудник, чтобы оплатить долг Насти (Юлия Довганишина) и спасти ее от притязаний приказчика. Глебу Матвейчуку удалось в полной мере передать благородство Данилы, его стремление к совершенству и заветное желание познать высшую красоту. Данила своей пылкой и бескорыстной любовью смог покорить сердце неприступной, суровой, но совершенно несчастной Хозяйки. Она обречена жестоким отцом Чернобогом вечно жить в глубине горы с одними лишь ящерками в качестве собеседниц и носить венец, который невозможно снять самой. Ради нее готов Данила (прекрасно понимая, что будет наказан) пойти к барину и передать приказ Хозяйки «душному козлу» убираться с ее горы, готов на всю жизнь остаться в этой горе, чтобы не расставаться с ней, увидеть чудесный каменный цветок и стать настоящим творцом. А сама Хозяйка, да еще с эффектной внешностью и магическим голосом Анастасии Вишневской, чудо как хороша. От такой разве уйдешь!
Время идет, в поселке подрастает девочка-подкидыш с черными, как смоль волосами и глазами-изумрудами. Настя и старик-мастер Прокопьич (Андрей Богданов) любят Танюшу, как родную, но для всех остальных она чужая, не такая, как все, а значит опасная. Даже огонь ее не жжет. И сила в ней пробуждается неведомая. Сила, способная карать и миловать, спасать и жертвовать. И в исполнении Натальи Куликовой все это есть. Она может своей игрой передать доброту и открытость миру, удивление и непонимание причин людской злобы и поистине королевскую стать Танюши, когда та появляется во всей красе перед высшим петербургским светом в драгоценном уборе из малахитовой шкатулки — своего волшебного наследства от настоящей матери.
Мне кажется, в мюзикле абсолютно идеальный финал. Возможно, он не совсем в духе сказочного реализма Бажова, но зато прекрасно иллюстрирует классическую победу добра над злом. Музыка, одновременно мощная и нежная, простая и сложная, наполняющая действие драматизмом и романтикой, достойно сопровождает героев на их пути к поискам великой красоты и вечной любви. А восхитительный дуэт «Только любви подчиняется камень» становится апофеозом всего действия и прекрасной конечной точкой на этом пути.
Автор Наталья Романова, фото Екатерины Литвиненко
Добавить комментарий