На Малой сцене Губернского театра с успехом прошла премьера спектакля «Мой Онегин», которую представил Фонд Сергея Безрукова. Александру Сергеевичу Пушкину в этом году 225 лет, поэтому, думаю, эта постановка не случайна. Спектакль получился необычным и сочетает в себе несколько жанров. Постановка в некотором смысле моноспектакль: Кирилл Зайцев и Онегин, и Ленский, и даже Филипповна — няня Татьяны. На мой взгляд, это самый лучший момент спектакля, таким забавным случилось это превращение буквально за секунду, хватило одного платка на голову. Есть ещё Татьяна, которую восхитительно играет (а точнее поет) Мария Берар (актриса Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье»). В ее исполнении звучат фрагменты оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Мария также сама и аккомпанирует себе, что несомненно очень украшает спектакль. Ещё хочу отметить одну сцену, которая произвела на меня очень сильное впечатление — это сон Татьяны. Получилось очень красиво и атмосферно!
Оформление сцены отсылает нас в век Пушкина: одна половина мужская, а вторая — женская. Татьяна у себя музицирует, читает любовные романы и грезит в своих мечтах о любви. Мужская половина — это бильярдные шары, перо, бумага, книги, а за всем этим присматривает сам Александр Сергеевич. На заднике висит овальная рама (кажется, в таких были зеркала или фотографии близких родственников в дворянских усадьбах), где демонстрируются видеопроекции из иллюстраций художников Владимира Свитальского и Василия Гельмерсена к роману Пушкина «Евгений Онегин».
Думаю, у каждого есть свое отношение к героям поэмы «Евгений Онегин», а многие могут читать наизусть целыми отрывками. Поэтому нужно иметь большую смелость, чтобы браться за подобное произведение. Ведь мало просто прочитать поэму, нужно привнести что-то своё, позволить зрителю взглянуть на знакомое произведение под новым углом зрения. Отрывки из оперы в «живом» музыкальном сопровождении невероятно украсили спектакль. Было необычно, когда стихотворные строки перемежались оперными ариями в исполнении Марии Берар (Татьяна Ларина). Ее героиня весь спектакль была в белоснежных одеждах, словно ангел, посланный Евгению Онегину. Художник по костюмам Екатерина Гофман очень тщательно подошла к выбору костюма для главного героя. Белая рубашка с пышными рукавами, шейный платок, жилет, чёрное пальто — поистине «Как dandy лондонский одет…».
Каким я увидела Онегина в исполнении Кирилла Зайцева. Самовлюблённым, уверенным в своей неотразимости и очаровании и весьма эгоцентричным человеком, который считает, что любая женщина сможет бросить свою налаженную жизнь ради его чувств. Своего героя Кирилл считает «умницей, который просто не нашел себя в жизни» и который наделал ошибок по молодости, а потом получил трагические последствия. Я не могу так воспринимать этого героя. Ну не ответил Онегин на чувства Татьяны (хотя по тому времени ее признание и письмо невероятно смелый поступок) — бывает. Но пытаться разрушить налаженную и семейную жизнь Татьяны, рассказывая о своих запоздалых чувствах, — это совершенно не красит его, как мужчину. И тут, как мне кажется, может и нет чувств, а обида, что нашелся человек, который оценил Татьяну как женщину.
Думаю, этот спектакль можно вполне порекомендовать школьникам. Вспоминая себя в школе, тогда я Онегина как-то мягче воспринимала, не столь категорично. Считаю, что этот спектакль будет отличным дополнением к прочитанному произведению. Характеры героев приобретут свое лицо и, может быть, станут более понятными.
Автор Марина Казакова, фотографии с сайтов Московского Губернского театра и Фонда Сергея Безрукого здесь и здесь
Добавить комментарий