Юбилейную годовщину Победы в Великой Отечественной войне подавляющее большинство театров Москвы встретило премьерными спектаклями, приуроченными к этой важной дате. Театр на Юго-Западе не стал исключением и 5 апреля 2025 года показал зрителю «Мой бедный Марат, или Одна абсолютно Ленинградская история». Отличает данную постановку от многих других то, что о самой войне тут как раз сказано мало, практически совсем ничего. Ведь спектакль поставлен по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат», а этот драматург отличается прежде всего тем, что на первое место в его произведениях всегда выходят человеческие чувства. Да, внешние обстоятельства могут на них влиять, но они обычно описываются вскользь и фоном, важна лишь судьба конкретного человека в этом временном промежутке. А главный конфликт персонажей Алексея Николаевича часто завязывается не с окружающим миром, не с другими людьми, а с самими собой.
Итак, перед нами спектакль про людей, который проходит в камерном пространстве арт-кафе театра. Зрители занимают места за столиками, запасаются латте или капучино (ведь спектакль идёт целых три часа), немного ворчат по поводу не слишком удобных стульев (здесь не кресла зрительного зала театра, да). Звенит третий звонок, гаснет свет, и чёрное пространство арт-кафе становится ещё более тёмным, словно всех поместили в подвал. Прожекторы озаряют небольшое пространство (здесь и будет сцена), в котором из реквизита лишь три табурета и зачем-то кусок мела. Выходят три актёра: Егор Кучкаров (Марат), Людмила Лазарева (Лика), Егор Базанов (Леонидик). Герои одеты во всё чёрное, практически сливаются с окружающей обстановкой, садятся на табуреты, и спектакль начинается. Проходит десять минут, и кофе остывает, ещё через десять минут стулья уже не кажутся такими уж неудобными, а, забегая вперёд, скажу: по прошествии заявленных трёх часов спектакля и поклонов артистов сидишь и думаешь, что ещё можно было бы просидеть на этих самых стульях столько же, только бы смотреть, наслаждаться, вникать, сопереживать, понимать и гордиться тем, какая может быть любовь (пусть хотя бы в книгах и, соответственно, на театральной сцене).
Эмоциональные диалоги взрослых пятнадцати— и семнадцатилетних людей. Сейчас принято причислять данную возрастную категорию к подросткам, а тогда, в 1942 году, в блокадном Ленинграде, это были уже полностью сформировавшиеся взрослые и ответственные мужчины и женщины, ведь война, к сожалению, заставляла взрослеть очень быстро, она «спалила детство – сожгла фотографии». Сгорбленные, малоподвижные (словно экономят энергию) молодые люди стараются поддержать друг друга и вселить надежду, ведь даже в самом ближайшем будущем они не уверены: «Через две недели, может быть, шестнадцать исполнится». Самое время вспомнить про мел: именно им на стенах герои пишут даты и отсчитывают количество дней, проведённых в блокадном городе. В голову пришла мысль о параллели такого действия с тем, как узники в камерах царапают чёрточки, чтобы понимать, сколько времени они провели в заключении.
Но вот наступает антракт, и следом — второй акт. И уже появился стол, покрытый белой скатертью, книги, небольшие украшения. Даже Лика в белом платье. Блокада снята, все должны быть счастливы. Но вопреки чему-то (Арбузов же, значит, проблемы в душах героев) радости мало. А герои зачем-то по-прежнему пишут мелом на стене новые даты, хотя война уже давно закончилась, долгожданная победа наступила. Словно внутренняя блокада этих троих никуда не ушла, а осталась с ними, заточая их всё глубже. Попытку прорвать блокаду предпринял невзрачный и стеснительный в первом акте Леонидик, эволюция и духовный рост которого были наиболее заметны в спектакле. А пойдёт ли это на пользу героям? Вынесут ли они что-то из жизненного урока? Только дальнейшая работа каждого над собой поможет. А настоящая любовь всё починит.
Бывают спектакли, когда образы героев чётко совпадают с теми, которые уже возникали в ваших мыслях. Если же вы обладаете такой суперспособностью, что при чтении книги у вас в голове словно идёт яркий красочный фильм и всех действующих лиц произведения вы можете рассмотреть во всех деталях, то это попадание в образ, придуманный вами самими, очень важно. Но далеко не всегда такое получается.
Лично у меня во время просмотра спектакля «Мой бедный Марат, или Одна абсолютно ленинградская история» случилось абсолютное, стопроцентное попадание: Марат в исполнении Егора Кучкарова – высокий красавец с обворожительной улыбкой (такие мужчины практически всегда очень непростые по своей душевной организации, и с ними сложно); Лика Людмилы Лазаревой – та самая, настоящая, в которую влюбляются не за внешность, а за внутренние качества; а Леонидик Егора Базанова получился действительно самым искренним, честным, настоящим, и как же он умеет самопожертвенно любить! И несмотря на название и пьесы, и спектакля, именно он, а не Марат, видится главным героем этой непростой истории.
Автор Светлана Игнатова, фотографии Евгении Скопинцевой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий