Что общего между русским писателем Львом Николаевичем Толстым и итальянским художником и скульптором Амедео Модильяни? Разные страны, разные сферы деятельности, разная жизнь, разные характеры. Казалось бы, ничего их не может объединять, но всё же есть как минимум одна точка соприкосновения, и к тому же очень важная и судьбоносная. Без неё, возможно, мир бы так и не узнал «Войну и мир» или «Лежащую обнаженную». Павел Табаков (Модильяни) и Юлия Хлынина (Жанна Эбютерн) смогли за полтора часа на Новой сцене Театра на Таганке показать эмоционально сложную биографическую историю о том, что за творческим мужчиной часто стоит любящая его, готовая на любые жертвы, женщина. Без её поддержки, возможно, ничего бы и не было.
Но не только тема женской жертвенности раскрыта в спектакле «Модильяни». В течение всего действия зритель имеет возможность наблюдать за метаниями и терзаниями непризнанного при жизни гения Амедео Модильяни. Павлу Табакову убедительно удалось передать реакцию своего героя на трудности, которые посылала ему судьба. Здесь и закрытие выставки в Париже через пару часов после её открытия, и постоянные сравнения себя с более успешными в те времена художниками («Матис и Пикассо, я лишь призрак рядом с ними»), бедность.
История не знает сослагательного наклонения, но, возможно, если бы рядом с художником не оказалась 19-летняя Жанна Эбютерн, постоянно его поддерживающая («Ты на пороге славы и вечности, а я всегда буду рядом»), жизнь его могла бы сложиться иначе, не создал бы он свои самые известные работы. Ведь не каждая женщина может бесконечно прощать всё своему мужчине, быть с ним в бедности (без полосы богатства), идти порой против всего мира. И совсем мало кто готов быть рядом с творческим человеком, жизненный принцип которого: «Художники, писатели и музыканты могут быть счастливы, так как они создают этот мир. А жить надо, чтобы быть счастливыми».
Не только любовь к женщине, но и любовь к Парижу поддерживала художника и скульптора. И город, и Жанна вдохновляли его. Создатели спектакля смогли показать Париж и передать его атмосферу с помощью декораций. Ими служили несколько белых интерактивных панно-трансформеров, которые то парили над сценой, то служили экраном, на котором зритель мог наблюдать кафе где-то в районе Монмартра, широкие проспекты столицы Франции, звездное ночное неба Парижа…. Реквизит тоже поддерживал тематику города всех влюблённых, а еще он отсылал к одиночеству: стол в кафе с бутылкой вина и одним бокалом. Односпальная кровать. Несмотря на то, что Модильяни был окружен женщинами (помимо Жанны в спектакле присутствуют еще две его спутницы: Николь (Стася Толстая) и Берта Вейль (Ирада Берг), всё со сцены намекает зрителю на то, что в душе он был одинок. Сложная судьба гения, Моди – так называли его самые близкие, в переводе с французского «проклятый». Но, видимо, за гениальность чем-то надо платить.
Вышеупомянутые Стася Толстая и Ирада Берг не только сыграли в «Модильяни», но и выступили соответственно режиссёром-постановщиком и драматургом спектакля. Редкое сочетание функционала, но зато зритель сможет оценить «продукт» их труда с разных ракурсов.
Любителям жанра contemporary dance тоже будет на что посмотреть. Особенно удался и по смысловому наполнению, и по технике танец героев в конце спектакля. Две фигуры в светлых одеждах пластично двигаются в тёмном зале среди сотен глаз, наблюдающих за ними.
Интересной находкой спектакля послужили уже вышеупомянутые панно-трансформеры. На них иногда транслировались картины Амедео Модильяни, в том числе портреты и работы ню. Ведь он действительно смог «написать женщину обнаженной, не уронив её достоинства, а приумножив».
Автор Светлана Игнатова, фотографии автора можно посмотреть здесь
Добавить комментарий