Считается, что Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «В своем воображении я свободен рисовать как художник. Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. Когда понимаешь насколько далеко человечество продвинулось с пещерных времен, сила воображения ощущается в полном масштабе. То, что мы имеем сейчас, достигнуто с помощью воображения наших прадедов. То, что у нас будет в будущем, будет построено с помощью нашего воображения». Возможно, что это высказывание ему и не принадлежит. Это сейчас не важно. Главное то, что с ним трудно не согласиться. Конечно, в создании чего-то нового нужно не только воображение, но и: правильное его приложение, много труда, огромное количество проб и ошибок, чтобы получить результат. Но и он в последующем будет много раз изменяться и усовершенствоваться, преобразовываться и, в конечном итоге, станет не похож на своего прародителя и это нормально. Также верно и обратное: один лишь упорный труд без воображения не создаст ничего нового и полезного для людей, не будет развития науки и техники. Поэтому не будем осуждать тех, в ком воображение берет верх.
Посмотреть безоценочным взглядом зрителю предлагает режиссер Антон Фёдоров на спектакль «Мадам Бовари». Он поставлен по мотивам самого известного романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», изданного в середине 19 века. Для того времени роман наделал много шума, редактора и автора привлекли к суду за «оскорбление морали», в итоге их оправдали.
По классическому произведению снято несколько фильмов в США, Франции, Германии и России. Антон Фёдоров решил повторить произведенный эффект от публикации романа – его постановка также вызывает бурю чувств и эмоций у зрителя: негодование, отвращение, смех, страх быть в чем-то похожим на героев, отрицание, сопереживание, осуждение, жалость и много других – каждый добавит что-то свое. Классическая постановка на сегодняшний день не способна вызвать такой эффект. Спектакль на грани фола, очень натуралистичный, смелый, откровенный. Он показывает все без прикрас, без оберток и шелухи, как будто выворачивает все внутренности наизнанку. Зрители видят всю драму, которая творится в душе и голове молодой женщины.
В основе сюжета постановки – основная линия романа Флобера, но действие перенесено примерно в начало 20 века. Так думают зрители, и только в конце открывается замысел режиссера – все увиденное на сцене происходит в голове у главной героини, живущей в современной Москве. Фраза одного из героев: «Ты же русская, так и говори по-русски» и проекции пятиэтажек обычного спального района на экране еще раз заставляют зрителей посмотреть на происходящее с другого ракурса. После этого открытия становится понятно, что разговоры велись на несуществующем, выдуманным языке, отдаленно похожим на французский.
В спектакле, как и в произведении, нет ни одного положительного персонажа и показаны они все ярко, гипертрофировано. Актеры блестяще справились со своей задачей, играя своих героев. Роли исполняют: Наталья Рычкова, Семен Штейнберг, Ольга Лапшина, Сергей Шайдаков, Артур Бесчастный, Рустам Ахмадеев, Алексей Чернышёв, Анна Никишина. У каждого из них есть какая-то особенность в одежде, в движениях, в походке, в речи. Жители города Ионвиля, куда переезжают Шарль с матерью и женой Эммой, мало того, что выглядят неприглядно и странно, но и лица и одежда их испачканы мукой. И в конце спектакля, когда происходит трагедия – мадам Бовари принимает мышьяк – она падает лицом в миску с мукой, символизируя этим — вот я и стала такой же, как вы – пошлой, обычной, скучной, ничтожной и т.п. На момент гибели прототипу главной героини романа, Дельфине Деламар, было всего 27 лет.
Справа на сцене установлена циклорама, которая активно помогает героям весь спектакль. На ней создаются проекции, из которых самая главная – это сцена супружеской измены Эммы. И тут режиссер предлагает зрителям включить свое воображение и дорисовать, показанные штрихами, сцены в своей голове. Проблем это не доставит, ведь у спектакля заслуженный ценз 18+.
Почему же мадам Бовари (Наталья Рычкова) решилась на измену? Только ли из-за слишком богатого воображения и грез о красивой идеальной любви, описанной в столь любимых ею книгах? В спектакле очень точно показано, что ее муж Шарль, в исполнении Семена Штейнберга, добрый, скромный и наивный тюфяк, и он даже не догадывается, что женщине на супружеском ложе нужно доставлять удовольствие. Эмме остается только сублимация – она с головой уходит в свои книги, ища там удовлетворение своим потребностям, и старается вести себя достойно в социуме. И тут на горизонте появляется настойчивый кавалер, который предлагает конные прогулки. Что делает мадам Бовари? Она спрашивает совета у мужа, тем самым не прикрыто ищет помощи и поддержки с его стороны. Эмма обращается к нему: «Это нормально, ездить на прогулки с другим мужчиной?» И муж отвечает: «Да, нормально». Не дословно, но суть разговора такая. Второй раз с другим мужчиной происходит похожая ситуация и снова муж не понимает Эмму.
В вопросе непомерных денежных трат мадам Бовари ведет себя как ребенок. Она не умеет планировать расходы и, видимо, не понимает какой уровень доходов у ее семьи. И тут она попадает в сети хитрого и расчетливого торговца, который предлагает покупки в кредит. Стоит заметить, что большая часть средств потрачена ею на подарки своим любовникам. Она хочет их радовать, доставлять удовольствие, чтобы вещи напоминали им о ней. Она не думает в этот момент о себе. Но наступает момент уплаты кредитов и тут происходит крах: все мечты и иллюзии окончательно рушатся, и она находит один единственный путь для себя. На краю ее личной пропасти, которую она сама себе вырыла, Эмму не смог удержать даже любящий и преданный Шарль.
Отличное решение пригласить на роль дочери четы Бовари Анну Никишину. Никто другой не смог бы так ярко продемонстрировать личное восприятие Эммой своей дочери. Ее слова: «Какой ужасный ребенок» — всех матерей повергают в шок. Но один взгляд на героиню заставляет поверить мадам Бовари – детская одежда, явно не по возрасту, лицо в муке и визгливый голос.
Сюжет спектакля совсем нерадостный, конец – несчастливый, но поставлен с юмором, временами зал лежал от смеха. И именно это позволяет с одной стороны легче относиться к самой постановке, с другой — взглянуть на тяжелую тему, показанную на сцене, с иного ракурса, подумать, поразмышлять. Каждый зритель сделает свои выводы, решит для себя, кто прав, кто виноват, что не так с Эммой и Шарлем, что могло бы ее спасти. Равнодушным не останется никто.
Автор Ольга Загородникова, фотографии автора можно посмотреть здесь, фотографии Марии Инмар можно увидеть здесь
Добавить комментарий