Альберт Рамсделл Герни-младший, американский писатель и драматург, из-под его пера вышли три романа и 25 пьес, на его счету бесчисленные престижные премии и награды. Именно эту пьесу автор увидел в постановке режиссёра Дайнюса Казлаускаса. На сцене блистали Гоша Куценко в роли Томаса Андерсона и Екатерина Климова в роли Александры Гарднер.
Спектакль длится 1 час 40 минут, без антракта, на сцене два человека: Он и Она, но все это время ты не можешь отвести глаз, в зрительном зале стоит тишина, никто не отвлекается на телефон, не шуршит фантиками, все буквально внемлют переписке длиною в жизнь.
На сцене практически отсутствуют декорации, только скамья, на которой сидят герои, и белая стена за их спиной, которая сначала напоминает календарь, а потом становится ясно, что это колумбарий. Казалось бы, так просто, но так четко и по делу. Сценография Акинфа Белова играет свою роль на сцене.
Действие спектакля начинается, когда главным героям исполняется 8 лет, и они начинают писать друг другу письма. Еще не подозревая, что будут писать их всю свою жизнь. Первые письма больше напоминают записочки на уроке, которыми перебрасываются одноклассники, но они становятся длиннее, подробнее, к ним добавляются рисунки, поздравления с праздниками.
Зритель наблюдает, как растут, меняются персонажи, как у них зарождается симпатия, первая, еще детская влюбленность. С самого начала хорошо были показаны характеры героев. Том, такой основательный, можно даже сказать монументальный, старательный, хороший и послушный сын, спортсмен, отличник и просто красавец, которого не портит даже легкая картавость, от которой он потом избавится.
Александра, легкая, звонкая, проявляет талант начинающей художницы, один из первых рисунков, это портрет пса Плуто и Кенгуру, прыгающий через стакан апельсинового сока, которые она подарила Тому. Она заливисто хохочет и кокетничает, иногда говорит скабрезности и ругается, но становится четко видна ее ненужность родителям и глубинная недолюбленность. Всю свою жизнь Александра будет искать их одобрение и любовь. Да и просто любовь, не важно чью, не важно на сколько, но самую главную любовь своей жизни она удержать не сможет.
Первая часть постановки наполнена юмором, весёлыми шутками и гэгами, и автор испытывал легкое чувство зависти к персонажам, что они есть друг у друга, в течении всей жизни. Что есть близкий человек, не родственник, а друг, с которым ты общаешься, переписываешься всю жизнь, он может помочь, посочувствовать, подставить своё плечо. Том есть у Александры, и наоборот.
Но затем начинаются первые размолвки, и герои стали напоминать две асинхронные синусоиды, казалось бы, они должны идеально совпадать, но нет, один из пары делает шаг навстречу, другой отступает. Между ними растет напряжение, и они начинают действовать вопреки, назло друг другу, и этим загоняют себя в ловушку, из которой не смогут выбраться до конца жизни. Они пытаются найти друг другу замену, отчаянно ревнуя и делая вид, что все хорошо.
Если в первой части спектакля автор смеялась, то всю вторую тихо прорыдала. Ощущая боль от того, что люди сами лишают себя счастья, закапывают любовь, разрушают свои жизни. И от этого становится так грустно и безотрадно. Герои имели такое сокровище, и потеряли его. Можно сказать, что у них был «бутон зарождающейся любви», но они не дали ему расцвести в прекрасный цветок.
Они сами заковали себя в жесткие рамки: семья, карьера, избиратели, критики, общественное мнение, все это не позволило им быть вместе, убило их попытку сблизиться, стать одним целым. И потом их очень сильно ударило осознание, что они потеряли, какой бы яркой, красочной, а самое главное счастливой была бы их жизнь, если они позволили себе открыто любить и бороться за своё счастье.
Вот эта боль понимания, то что у героев было, то что они не ценили, потеряли, потом поняли, но было поздно, эта боль отдается в душе зрителя.
Автор не уверен, что спектакль полностью прочувствую юные зрители, потому что молодости свойственен оптимизм, вера в то, что все еще впереди, что все будет хорошо. Более взрослые зрители, обладают житейской мудростью и понимают, что чаще всего потерянного уже не вернешь и не заменишь, второй раз в реку не войдешь. И от этого ощущаешь тлен и безысходность.
Александра сильнее разрушает свою жизнь, она уходит первой, и Тому остаются письма. Она никогда не скрывала чувства, а Том даже себе не осмелился, признаться. И одна мысль, что он никогда не сможет больше написать ей, получить ее ответное письмо, наполняет его такой пустотой, которую невозможно передать. Том наконец-то признается самому себе, что любил ее, любил ее с той минуты, когда она пришла во второй класс, похожая на заблудившуюся принцессу из страны Оз.
«Письма останутся с нами навсегда», — сначала это был самый простой способ общения, но вскоре он стал самым удобным, а в итоге письма — это единственное, что остается Тому. Письма, которые делали их по-настоящему счастливыми.
«Никого и никогда я не любил и не смог бы полюбить так, как ее. В ней была вся моя жизнь, и я уже тоскую по ней безмерно. Вот и все, что я хотел сказать вам. И ей. Искренне ваш, Том».
Хочется сказать огромное спасибо театру, актерам, давшим нам, зрителям, такую великолепную возможность наблюдать, сострадать, чувствовать, возможность выплакаться, ощутить чужую боль, задуматься и может кто-то не совершит ошибку подобную ошибкам Тома и Александры.
Автор настоятельно рекомендует к посещению этот спектакль, вы испытаете мощный катарсис.
Автор Юлия Выходцевская, фотография предоставлена пресс-службой Театра «Ателье» («Независимый театральный проект»)
Добавить комментарий